Народы мира
Костюмы народов мира
Жилища народов мира
Религии мира
Страны мира
Международные организации
|
Зороастризм
ЗОРОАСТРИЗМ, религия, получившая распространение в древности и раннем средневековье в ряде стран Ближнего и Среднего Востока. Зороастризм был государственной религией Ирана до его завоевания арабами. Своё название зороастризм получил от имени пророка Заратуштры (Зороастра), который считается его основателем. Точные даты жизни его неизвестны, как неизвестны место его рождения и время начала проповеди, но предполагается, что Заратуштра жил между рубежом 2—1—го тысячелетий и 1—й половиной VI в. до н. э. и проповедовал в некоторых областях Восточного Ирана, Средней Азии или Афганистана.
Учение Заратуштры изложено в Авесте — собрании священных книг, отражавших религиозные верования и мифологические представления древнеиранских племён.
Наиболее ранняя сохранившаяся рукопись Авесты (Зенд-Авеста, ср.-перс. «комментированная Авеста») датируется XIII—XIV вв. н. э. Кодификация Авесты проводилась при Сасанидах (III—VII вв.). В результате кодификации Авеста была записана созданным для этой цели авестийским алфавитом (на основе среднеперсидского языка), до этого времени текст Авесты передавался изустно.
При Сасанидах Авеста состояла из 21 части (наска). Дошедшая до нас Авеста включает Ясну, Яшты, Видевдат (или Вендидад), Висперед; извлечения молитв составляют так называемую Малую Авесту (Хурд Авеста).
Ясна состоит из 72 глав,17 из которых составляют Гаты — гимны пророка Заратуштры, написанные в стихотворной форме, и семь глав — так называемую «Ясну семи глав», наиболее близкую к Гатам по языку и времени происхождения часть Ясны. Яшты содержат 21 религиозный гимн, прославляющий божества зороастрийского пантеона. В гимнах отражены иранские легенды и мифы, многие сюжеты которых были использованы Фирдоуси в «Шахнаме». Яшты создавались на протяжении длительного времени, хотя в целом они имеют более позднее происхождение по отношению к Гатам.
Из двадцати одного наска Авесты полностью сохранилась лишь одна книга — Видевдат, в которой отражены более поздние разделы зороастрийской догматики. Видевдат — это свод законов о ритуальной чистоте, дозволенном и запретном, о правилах религиозного очищения, культах огня и других стихий.
Основной чертой зороастризма является дуализм — признаются два божественных начала: светлое, олицетворяемое добрым богом Ахурамаздой (Мазда, Ормузд), и тёмное, зло, олицетворяемое злым богом Ангро-Майнью (Ахриман), каждый из которых возглавляет сонм духов: света и добра — ахуров или тьмы и зла — дэвов. Оба великих божества являются равноправными творцами мира. Первый создал всё хорошее, разумное, полезное, второй — всё дурное, вредное. Это относится и к области этики — правда, добро, справедливость противостоят лжи, злу, подлости и т. д.
Ахурамазда признаётся покровителем земледелия, оседлой жизни, домашних животных, особенно коров и собак, Ангро-Майнью (Ахриман) — помощником воинственных кочевников в их набегах на земледельцев, покровителем хищных животных. Между обоими началами происходит вечная борьба. Согласно учению Авесты, добрый бог не может отвечать за зло мира, так как оно порождено другой, независимой от него силой. Зло и страдания возможно устранить в будущем, после торжества Ахурамазды, объединения всего человечества, которое обретёт единый язык и общее государственное управление. Путь к преодолению зла — очищение от него, как моральное, так и культовое, в котором особую роль играет поклонение воде и возлияние, состоящее из трёх элементов: молока и сока из листьев двух растений. Число «три» было священным, три составные части возлияния символизируют царства растений и животных, вскормленных водой. Возлияния, освящённые молитвой, должны возвращать этим царствам ту жизненную силу, которую они отдали, и тем самым сохранять их чистыми и приносящими изобилие.
В культе зороастрийцев особое значение придаётся огню, как очищающей силе. Ему воздвигались алтари, а позднее и храмы. Огню (зороастрийцы называли его Атар) совершали приношения также из трёх элементов — из сухих чистых трав, благовоний (сухих листьев или трав) и небольшого количества животного жира. Таким образом, огонь, как и вода, набирается сил с помощью трех приношений: двух — от растительного царства и одного — от царства животных.
Зороастризм запрещает погребение и сожжение трупов, так как это означает осквернение земли, огня и растений, и предписывает оставлять труп в каком-либо пустынном возвышенном месте на съедение хищным зверям и птицам. Зороастризм признаёт бессмертие души и в награду за праведность обещает загробное блаженство. Заратуштра учил, что каждая душа, расставаясь с телом, будет судима за то, что совершала в жизни, и приговор ей зависит не от числа и щедрости пожертвований во время прошлой жизни, а от её нравственных достижений. Этот суд вершит на мосту Чинват Митра, ему помогают Сраоша — страж загробного мира и Рашну, держащий «весы правосудия», на которых взвешиваются мысли, слова и дела каждой души. Если добрых дел и мыслей было больше, то душа считалась достойной рая, мост Чинват становится широким и прекрасная девушка (даэна — олицетворение совести каждого) увлекает душу вверх, в рай; если же больше дурных дел и мыслей, то мост становится узким, как клинок, отвратительная ведьма тянет душу в «жилище дурного помысла», где каждый грешник переживает «долгий век страданий, мрака, дурной пищи и скорбных стонов». Согласно учению Заратуштры, грядущий спаситель, праведный человек благого происхождения — саошьянт поведёт людей на последний бой против зла.
В зороастризме большое место отводится законам очищения и разработаны многочисленные обряды для достижения ритуальной чистоты. Простейшие из них могли совершаться мирянами у себя дома, но более тщательное очищение совершалось священниками с произнесением соответствующих изречений. Самым действенным считается тройное очищение коровьей мочой, песком и водой.
Согласно Заратуштре, божествами (Амеша Спента) созданы совершенными семь творений: небеса, земля, вода, растения, кроткая и милосердная корова, огонь и человек. Постоянно портят их грязь, болезни, ржавчина, муть, плесень, зловоние, увядание, гниение — всё это творение Ангро-Майнью (Ахримана) и его воинов.
Многие зороастрийские обряды связаны с временами года и носят сезонный характер. Одним из наиболее значительных и торжественных праздников является Ноуруз — Новый год, который не только символизирует пробуждение природы и всего живого на земле, но и празднуется как победа справедливости и начала новой жизни; время празднования приходится на весеннее равноденствие, когда солнце входит в созвездие Овна.
С VII в., со времени арабских завоеваний и утверждения ислама, зороастрийцы подвергались гонениям, многие из них в VII—X вв. переселились из Ирана в Индию, особенно в Гуджарат, где они стали называться парсами; оставшихся в Иране последователей зороастризма мусульмане называют гебрами.
В 1996 в мире насчитывалось 190 тыс. зороастрийцев. В Иране их около 21 тыс. человек, преимущественно в городах Тегеран, Исфахан, Шираз, Хорремшехр, Ахваз, Йезд, Керман и их окрестностях.
В Индии численность парсов — зороастрийцев — более 150 тыс. человек, в Пакистане — 6 тыс., в Канаде — 3 тыс., США, Великобритании — 3 тыс. человек, в Шри-Ланке — 500 человек, в Австралии — 200 человек. Небольшие общины зороастрийцев есть в Адене, Сянгане, Сингапуре, Шанхае и др.
|