Народы мира
Костюмы народов мира
Жилища народов мира
Религии мира
Страны мира
Международные организации
|
Исмаилиты
ИСМАИЛИТЫ, приверженцы одной из наиболее распространённых мусульманских шиитских сект, возникшей в сер. VIII в. в результате раскола среди шиитов в Арабском Халифате. Раскол был вызван тем, что шестой шиитский имам Джафар ас-Садик (около 700—765) лишил права наследования имамата своего старшего сына Исмаила, считая его недостойным за пристрастие к вину, и передал это право младшему сыну — Мусе аль-Казиму. Некоторая часть шиитов (имамитов) признала его имамом, другая часть признала имамом старшего сына — Исмаила, а после его смерти (762, раньше отца) — его сына — Мухаммеда ибн Исмаила; они и стали называться исмаилитами. После смерти Мухаммеда на рубеже VIII и IX вв. произошёл новый раскол. По представлениям одной ветви исмаилитов (их называли семеричники, с конца IX в. — карматы), Мухаммед ибн Исмаил был седьмым и последним имамом, и они ждали его возвращения. Другая ветвь исмаилитов признавала «скрытых» имамов — потомков Мухаммеда ибн Исмаила, скрывавшихся от преследований; их имена держались в тайне (с начала X в. эта ветвь стала называться фатимидскими исмаилитами). Исмаилиты, рассеянные по Ирану, Сирии, Египту, Бахрейну и другим регионам, распространяли своё учение при помощи миссионеров (даи), которые проповедовали иносказательное толкование Корана. Вера в «скрытого» имама слилась с верой в появление на земле (раньше или позже) мессии — махди, который принесёт миру социальную справедливость. В начале X в. ожидаемым имамом из потомков Али и Фатимы (дочери пророка) и махди объявил себя Убейдаллах, ставший основателем Фатимидского халифата (909—1171), под властью которого находились Северная Африка, Египет, Сирия, Палестина, Хиджаз.
Идеологическая система исмаилизма включила две части: захир (внешняя, экзотерическая) и батин (внутренняя, эзотерическая). Захир мало отличается от умеренного шиизма и включает фикх, ахбар (хадисы), иснад, Коран и его филологическое толкование и др. Батин состоит из двух частей: тавил (толкование), включающую аллегорическую интерпретацию Корана, хадисов и различных религиозных предписаний, и хакаик (хакика — истина), включающую космогонию, физику и все отрасли естественных наук, логику, религиозную философию и т. д. Этот раздел был призван привести в соответствие науку и философию с религией.
В религиозно-философском учении исмаилитов заметно влияние неоплатонизма, гностицизма и др. Согласно ему, Аллах, Бог-абсолют, недоступный пониманию, породил «мировой разум» (первая эманация божества), который создал «мировую душу» (вторая эманация). «Мировая душа» создала материю, то есть видимый мир, доступный восприятию. Семи стадиям эманации макрокосма соответствуют семь пророческих циклов микрокосма. Земным воплощением «мирового разума» исмаилиты считают семь пророков (Адам, Ибрахим — Авраам, Нух — Ной, Муса — Моисей, Иса — Иисус Христос, Мухаммед, Исмаил); каждому из них приписывается олицетворение особой исторической эпохи и новой стадии божественного откровения. Земным воплощением «мировой души» исмаилиты считают имамов, состоящих при каждом пророке (например, апостол Пётр при Христе, Али при Мухаммеде) и разъясняющих скрытый смысл их проповедей. Восприняв представление о переселении душ, исмаилиты полагают, что их имамы наследовали душу Мухаммеда и Али и, значит, непосредственно от пророка восприняли божественное откровение. Посвящение в вероучение, основанное на иносказательном толковании Корана, составляло семь степеней. Большинство исмаилитов достигало только второй, а даи (проповедники) достигали шестой степени.
В начале XI в. в результате разногласий в руководстве фатимидских исмаилитов произошёл раскол. Предполагалось, что халиф Хаким должен был открыться миру как воплощение самого Бога, и в Ливане вокруг Дарази, приближённого халифа Хакима, объединились те, кто ожидал его возвращения в качестве «скрытого» имама. Их стали называть друзами.
Дальнейший раскол исмаилитов произошёл после смерти халифа аль-Мустансира (1094). Аль-Мустансир вначале назначил преемником своего старшего сына Абу Мансура Низара, а затем отменил это решение в пользу младшего сына — Абул Касима Ахмеда и дал ему титул Мустали би-л-лах. Исмаилиты разделились на два течения — низаритов и мусталитов. Низариты преобладали в Иране и других странах Востока, не входивших в Фатимидский халифат, а мусталиты — на Западе, в Египте и других странах, подчинённых Фатимидскому халифату.
Результатом развития учения низаритов явился неоисмаилизм, основателем которого стал Хасан ас-Саббах, создавший доктрину «Дават-и джадид» (в отличие от старого фатимидского учения «Дават-и кадим»). Хасан ас-Саббах в 1090 с помощью своих сторонников завладел Аламутским замком (в Иране), другими крепостями в Иране и Сирии и принудил своих приверженцев к слепому повиновению. Исполнители террористических акций, широко практиковавшихся неоисмаилитами, считается, пили смесь, содержащую гашиш (отсюда — хашишин, употребляющие гашиш, европ. — ассасины). Государство исмаилитов-ассасинов в Иране было уничтожено в 1256.
Общая численность исмаилитов составляет, по одной из оценок,20 млн. человек. Они расселены во многих странах Азии и Африки, но наиболее крупные группы образуют в Индии, Пакистане, Афганистане, Иране, Таджикистане (в Горно-Бадахшанской автономной области). Представлены как низариты (они составляют большинство; в некоторых странах их называют ходжа), так и мусталиты (в некоторых странах их называют бохра). Резиденции духовного главы низаритов, носящего титул Ага-хана, находятся в Индии и Кении.
|