Народы мира

Костюмы народов мира

Жилища народов мира

Религии мира

Страны мира

Международные организации
 

Каодаизм

КАОДАИЗМ (по имени духа Као Дай, буквально «Верховный дворец»), синкретическая религия, нередко определяемая также как политико-религиозное движение. Полное название — Дай дао там ки фо до («Великий путь третьей эпохи спасения»).

Первые каодаистские проповеди относятся к началу 20 х гг. XX в. Примерно к 1925 каодаизм становится вероучением и приобретает паству. Официальная церемония основания каодаистской общины состоялась в ноябре 1926 в посёлке Гокен близ города Тэйнинь (юго-запад Вьетнама). Согласно традиции, основателем учения является чиновник колониальной администрации Нго Ван Чиеу (1878—1932), однако в становлении организационной структуры каодаистского движения решающую роль сыграл Ле Ван Чунг (1875—1934), возглавивший общину каодаистов в начале 1926.

Основополагающий догмат каодаистской веры — концепция третьего спасения. Согласно доктрине каодаизма, человечеству уже дважды было даровано спасение: первый раз — Амитабхой, мифическим правителем древнего Китая Фу Си и Моисеем, второй раз — Конфуцием, Лаоцзы и Иисусом. Каодаизм претендует на роль провозвестника третьего и последнего спасения. Божественное откровение последователи каодаизма должны получить от медиумов во время спиритических сеансов.

Верховное божество каодаизма Нефритовый император, Верховный владыка, Повелитель Вселенной. Его персонифицирует дух Као Дай. Согласно воззрениям каодаистов, их верховное божество представляет собой лишённый формы дух Вселенной, который одновременно тождествен душе индивида. И поскольку каждый человек является носителем духа Вселенной, он способен вступать с этим духом в непосредственный контакт.

Согласно воззрениям адептов каодаизма, наиболее яркое воплощение «душа Вселенной» обрела в выдающихся личностях человеческой истории. Поэтому они были избраны объектами поклонения. Каодаистский пантеон представляет собой строго иерархическую структуру, где каждому духу отведено чётко установленное место. В пантеон каодаизма входят духи основателей мировых религий, китайский поэт Ли Бо, национальные герои Вьетнама сёстры Чынг и Чан Хынг Дао, героиня французского народа Жанна д'Арк, французские политические деятели Сен-Жюст, Жорес и Прудон, писатели В. Гюго и Л. Н. Толстой.

Центральное место в каодаистском культе занимает общение с духами, происходящее во время спиритических сеансов. Религиозная практика каодаизма предусматривает различные формы контактов с потусторонним миром, в том числе прямые вопросы медиуму, находящемуся в состоянии транса, сжигание листков бумаги, на которых записаны обращения к духу. Обитатели потустороннего мира, согласно представлениям каодаизма, способны воздействовать на зрение, слух и непосредственно на мысли медиума. Монолог медиума, передающий возникшие образы, тщательно фиксируется. Полученные таким образом тексты образуют писание каодаистов.

Канон каодаизма имеет открытый характер и, в принципе, может быть дополнен на спиритических сеансах практически любой группой верующих. Однако открытость каодаистской доктрины имеет свои пределы, поскольку право проведения сеансов имеют лишь лица, занимающие высокое положение в каодаистской иерархии.

Каодаизм делится на два течения: эзотерическое учение «недеяния» (во ви) и популярное учение «спасения» (фо до). В первом из них, имеющем в значительной степени элитарный характер, основное внимание концентрируется на мистической практике, мирская же активность избегается. Второе течение является более светским и оформлено в разветвлённую административную структуру. Каодаизм не представляет единой религиозной организации и разделён на несколько (свыше 20) крупных и мелких образований, отличающихся друг от друга разным толкованием вероучения: тэйниньская община, Бантиньдао, Бантиньдао Дотхань, Тиентхиен, Миньтендао, Батьи Лиендоан, Миньтенли и др. Главной является община тэйниньской иерархии, которую поддерживает основная часть верующих.

Символом каодаизма является так называемое «Небесное око» — изображение заключённого в треугольник человеческого глаза, который окружён солнечными лучами. Оно украшает каодаистские святилища («тханьтхат») и является объектом поклонения. В течении каодаизма фо до присутствует цветовая символика. Флаг течения — трёхцветный и состоит из трёх равных полос красного, синего и белого (или жёлтого) цветов. Красный символизирует конфуцианство и христианство, синий — даосизм, жёлтый — буддизм и индуизм.

Последователям популярного течения, многое заимствовавшего из амидаистского культа, предписывается возносить духу Као Дай молитвы, совершать тройное подношение.

Духовно-светская административная структура течения фо до включает следующие высшие органы: «кыучунгдай» (буквально дворец девяти сфер), стоящий во главе тэйниньской иерархии, и «хиептхиендай» (дворец единства с небом), представляющий собой собрание медиумов. Течение во ви символически возглавляет «баткуайдай» (дворец восьми триграмм).

Иерархия каодаизма напоминает римско-католическую. Её образуют: «зяотонг» («папа»), выступающий от имени Верховного владыки; «чыонгфап» («кардиналы»), имеющие право регламентации ритуала; «даусы» («кардиналы»), обладающие правом законодательной инициативы; «фойсы» («архиепископы»), действующие под началом чыонгфапов и возглавляющие провинциальные каодаистские общины (кроме тэйниньской), а также организующие проповедь каодаизма; «зяохыу» («священники»), чья обязанность — распространение учения; «лесань» («диаконы»), обладающие правом проводить спиритические сеансы; «монде» — ученики; «нянсань» — адепты; «тьыквиек» — наёмные рабочие.

Начиная с 40-х гг. XX в. каодаисты вели активную политическую деятельность. В конце 40-х — начале 50-х гг. они имели самостоятельную армию (до 30 тыс. человек). В период американского вмешательства во вьетнамскую гражданскую войну часть лидеров каодаистских сект поддерживала прокоммунистический Национальный фронт освобождения Южного Вьетнама (НФОЮВ), причём некоторые из них даже входили в состав его руководящих органов. Однако после образования СРВ деятельность каодаистов была существенно ограничена властями. Тэйниньскую общину заставили полностью ликвидировать свою административную структуру, прекратить любую политическую деятельность, передать государству бульшую часть общинного имущества, а также прекратить все спиритические сеансы. В середине 1980 власти провинции Тэйнинь секуляризировали 40 из 46 зданий главного храмового комплекса тэйниньской общины; отдельные деятели каодаистского движения подверглись репрессиям.

Общая численность последователей каодаизма превышает 2 млн. человек. Каодаизм распространён на юге Вьетнама, где в ряде местностей имеет преобладающее влияние в конфессиональной среде. До массовых репрессий режима «красных кхмеров» во второй половине 70-х гг. XX в. около 100 тыс. последователей каодаизма проживало в Камбодже, однако подавляющее большинство их было этническими вьетнамцами. В настоящее время каодаизм имеет последователей во вьетнамских общинах различных стран мира, прежде всего США.

Крупнейшее каодаистское святилище — храмовый комплекс Тоа Тхань (главный храм), находящийся в посёлке Лонгтхань и являющийся центром тэйниньской общины каодаистов.

© 2008—2017 Etnolog.ru