Народы мира

Костюмы народов мира

Жилища народов мира

Религии мира

Страны мира

Международные организации
 
главная / религии мира / Католики восточных обрядов

Католики восточных обрядов

КАТОЛИКИ ВОСТОЧНЫХ ОБРЯДОВ, группы восточных христиан, заключившие унию с Римско-католической церковью. При заключении унии все эти группы приняли догматические положения католицизма, однако сохранили свою обрядность.

Число восточных обрядов Римско-католической церкви указывается в различных трудах о католицизме по-разному. Это связано с тем, что большинство обрядов имеет по нескольку разновидностей (своего рода «подобрядов») и они иногда рассматриваются как отдельные обряды.

Основных восточных обрядов 5: александрийский (египетский), антиохийский (западносирийский), армянский, византийский (константинопольский), халдейский (восточно-сирийский).

История становления восточных обрядов довольно сложна. В I—IV вв. н. э. в Восточном Средиземноморье возникло несколько христианских центров со своими обрядовыми особенностями: Антиохия (I в.), Александрия (I—II вв.), Эдесса (II в.), Иерусалим (IV в.), Константинополь (IV в.), Кесария Каппадокийская (время сложения обряда установить затруднительно).

Наиболее проста история александрийского центра. Здесь сложился обряд с литургиями св. Василия Великого, св. Григория Богослова (Назианзина) и св. Кирилла Александрийского. Языком богослужения стал коптский. С проникновением христианства в Эфиопию александрийский обряд начал совершаться в двух вариантах — основном, коптском, и эфиопском. С арабизацией коптов богослужения у них стали проводиться как на коптском (который с XII в. превратился в мёртвый), так и на арабском языках. В Эфиопии функции языка богослужения выполняет язык геэз (с рубежа 1—2—го тысячелетий — мёртвый). Копты и эфиопы в своей массе остались монофиситами. Однако как от первой, так и второй группы (соответственно в 1741 и 1839) откололись небольшие группы, заключившие унию с Римско-католической церковью, — копто-католики и эфиопо-католики. Таким образом, коптского «подобряда» сейчас придерживаются копты и копто-католики, эфиопского — приверженцы Эфиопской православной (фактически монофиситской) церкви и эфиопо-католики.

В Антиохии, Эдессе и Иерусалиме сложились близкие сиро-месопотамские обряды, в результате консолидации которых в Сирии и Палестине возник антиохийский (западносирийский) обряд, а в Месопотамии и Персии — халдейский (восточносирийский) обряд.

Антиохийский обряд известен в трёх вариантах: сирийский, маланкарский (сиро-маланкарский) и заметно отличающийся от них маронитский. Первый из них стал практиковаться в Сирийской православной (яковитской) церкви, а после откола в 1783 от неё заключившей унию с Римско-католической церковью группы сиро-католиков — и последними. Разорвавшие в 1653 унию христиане Малабара в Южной Индии вернулись не к своему прежнему исповеданию — несторианству, а к яковитскому монофиситству и вместе с ним приняли антиохийский обряд. Когда же небольшая часть отпавших от католической церкви малабарских христиан в 1930 решила вновь заключить с ней унию, то образовалась новая униатская группа сиро-маланкарцев с особой разновидностью антиохийского обряда — маланкарским (сиро-маланкарским) «подобрядом».

Ещё одной разновидностью антиохийского обряда является маронитский «подобряд», возникший у так называемых маронитов — группы монашеского происхождения, бежавшей в VII—VIII вв. в Ливан.

Для антиохийского обряда характерна литургия св. Иакова, однако у маронитов она представлена особым вариантом. Богослужебными языками в сирийских и маронитском «подобрядах» являются сирийский (почти вымерший) и арабский, а в маланкарском «подобряде» — дравидийский язык малаялам.

Халдейский обряд (в своём чистом виде) используется в богослужебной практике несторианами. Отделившиеся в 1551 от несториан и заключившие унию с Римско-католической церковью так называемые халдеи (халдо-католики) слегка изменили этот обряд. Что же касается сиро-малабарцев — индийских христиан, отошедших от ранее исповедовавшегося ими несторианства и заключивших в 1599 унию с католической церковью, то их обряд был сильно изменён, и его можно рассматривать как особый сиро-малабарский «подобряд» халдейского обряда (в 1653 уния была разорвана, но в 1661 Большая часть малабарских христиан вновь её восстановила).

Халдеи и сиро-малабарцы совершают (как и несториане) чаще всего литургию св. Аддаи (Фаддея) и св. Мари (Марка), реже используются и другие литургии. Богослужебными языками у халдеев являются сирийский и арабский (несториане совершают литургию только на сирийском языке), у сиро-малабарцев — малаялам.

Сложившийся в Армении особый армянский обряд уходит своими корнями в обрядовую традицию Кесарии Каппадокийской. Существенное влияние на него оказала и византийская обрядность. У армян несколько изменены литургии св. Василия Великого и св. Иоанна Златоуста. Богослужебным языком является грабар (древнеармянский язык). С отпадением в 1741 от Армянской апостольской церкви сравнительно небольшой группы армяно-католиков армянский обряд сохранился и у этой группы.

Обряд, возникший в 381 в столице Византийской империи — Константинополе, позже стал также практиковаться в Каппадокии, Фракии и некоторых других землях империи, получив название византийского. Этот обряд у греков в несколько изменённых формах заимствовали грузины (на сложение грузинского «подобряда» оказали влияние сиро-месопотамские обряды), славянские народы (болгары, охорватившиеся позже сербы, русские вместе с украинцами и белорусами), румыны. От византийских греков обряд переняли также эллины, албанцы, италоалбанцы, арабы-мелькиты (подданные византийского императора), а от русских — православные миссии в Финляндии, Японии, Китае.

С отколом от разных православных церквей групп, заключивших унию с Римско-католической церковью, появились многочисленные «подобряды» византийского обряда. Придерживающиеся их группы часто называют греко-католиками, добавляя, однако, и национальную их принадлежность: греко-католики — итало-албанцы (вторая половина XV в.); греко-католики — украинцы (1595); греко-католики — белорусы (1595); греко-католики — венгры (1595); греко-католики — словаки (1595); греко-католики — хорваты (1611), греко-католики — албанцы (1628); греко-католики — карпатороссы (1646); греко-католики — румыны (1701); греко-католики — мелькиты (18 в.), греко-католики — греки (1860); греко-католики — болгары (1860); греко-католики — русские (1905). Кроме упомянутых групп, имеющих униатские национальные организации, есть ещё малочисленные группы греко-католиков, не имеющих таких организаций. Это греко-католики — грузины, эстонцы, латыши, финны, японцы, китайцы.

Для византийского обряда характерны литургии св. Василия Великого и св. Иоанна Златоуста. По богослужебным языкам греко-католики разделяются на несколько групп. Самая большая группа использует (как и православные церкви славянских народов) церковнославянский язык: греко-католики — украинцы; греко-католики — белорусы; греко-католики — словаки; греко-католики — хорваты; греко-католики — карпатороссы; греко-католики — болгары; греко-католики — русские. Кроме того, частично используют в богослужении церковнославянский язык (наряду со своими национальными языками) венгры и румыны. Несколько групп используют древнегреческий язык (в его византийской форме). Это греко-католики — греки и частично (наряду с национальным) греко-католики — италоалбанцы, греко-католики — албанцы и греко-католики — мелькиты. Наконец, греко-католики — грузины используют в богослужении грузинский язык.

Общая численность сторонников Римско-католической церкви, придерживающихся различных восточных обрядов, — около 16 млн. человек, что составляет менее 1,6% всех римо-католиков, в том числе на Украине ( по разным оценкам,5—7 млн.), в Румынии (600 тыс.), России (493 тыс.), Словакии (387 тыс.), Венгрии (273 тыс.), Польше (118 тыс.), Италии (62 тыс.), Югославии — Сербии и Черногории (55 тыс.), Хорватии (49 тыс.), Франции (39 тыс.), Белоруссии (33 тыс.), Германии (32 тыс.), Великобритании (25 тыс.), Болгарии (15 тыс.), Индии (около 4 млн.), Ливане (703 тыс.), Ираке (420 тыс.), Сирии (271 тыс.), Израиле (59 тыс.), Иордании (27 тыс.), Грузии (18 тыс.), Иране (12 тыс.), Турции (11 тыс.), США (492 тыс.), Бразилии (476 тыс.), Аргентине (232 тыс.), Канаде (202 тыс.), Египте (163 тыс.), Эритрее (93 тыс.), Эфиопии (66 тыс.), Австралии (23 тыс.) и других странах.

По национальной принадлежности католики восточных обрядов на Украине в основном украинцы (включая карпатороссов), в Румынии — трансильванские румыны, в России — украинцы и в очень небольшом числе русские, в Словакии — русины (карпатороссы), в том числе ословакившиеся, в Венгрии — венгры (являющиеся по происхождению давно ассимилированными русинами), в Польше — украинцы и белорусы, в Италии — так называемые италоалбанцы, вХорватии — охорватившиеся сербы, во Франции — украинцы, армяне, арабы, в Белоруссии — белорусы, в Германии и Великобритании — украинцы, в Болгарии — болгары, в Индии — малаяли, в Ливане — арабы и в небольшом числе армяне и ассирийцы (халдеи), в Ираке — ассирийцы (халдеи) и в небольшом числе арабы и армяне, в Сирии — арабы и в небольшом числе армяне и ассирийцы (халдеи), в Израиле — арабы, в Иордании — арабы и в очень небольшом числе армяне, в Грузии — армяне и в очень небольшом числе грузины, в Иране — ассирийцы (халдеи) и в очень небольшом числе армяне, в Турции — армяне, ассирийцы (халдеи), арабы, греки, в США — украинцы (включая карпатороссов) и в меньшем числе арабы, ассирийцы (халдеи), армяне, румыны, венгры, в Бразилии — арабы и в меньшем числе украинцы, в Аргентине — украинцы, арабы, в Канаде — украинцы, в Египте — арабы и в очень небольшом числе армяне и ассирийцы (халдеи), в Эритрее — тиграи и в небольшом числе тигре, сахо, в Эфиопии — тиграи, в Австралии — украинцы.

© 2008—2017 Etnolog.ru