Народы мира
Костюмы народов мира
Жилища народов мира
Религии мира
Страны мира
Международные организации
|
Кимбангизм
КИМБАНГИЗМ, афрохристианская пятидесятническая секта. Другие названия — Церковь Христа на Земле, основанная пророком Симоном Кимбангу в селении Нкаба 6 апреля 1921 года, кибангизм.
Кимбангизм был основан в Бельгийском Конго (ныне Демократическая Республика Конго) в 1921 бывшим баптистским проповедником из народа конго Симоном Кимбангу, после того как он в марте 1921 якобы услышал призыв Бога и получил дар целительства.
Основываясь на Библии, вероучение кимбангизм вместе с тем синкретично и включает в себя элементы местных традиционных верований. С одной стороны, кимбангизм признаёт практически без изменений такие основополагающие догматы христианства, как учение о Троице, воскресении Иисуса Христа и искуплении Им грехов людей, с другой — возвышается личность основателя секты Симона Кимбангу, который почитается как пророк и мессия. Утверждается, что Кимбангу, выполнив своё предназначение, телесно вознёсся на небо. Секта объявила «угнетённых африканцев» Божьими избранниками, которые, сбросив иго белых, заживут в царстве добра и справедливости, причём начало этого царства ознаменует воскрешение предков. К местным традиционным верованиям кимбангизм относится враждебно и призывает своих последователей не пользоваться фетишами и не обращаться к колдунам. Вместе с тем сохраняется культ предков, в частности, считается, что могилы умерших следует украшать и оберегать, так как они могут оказать существенную помощь живым. Кимбангисты верят в существование большого количества злых духов, вредящих человеку, и борьбе с ними посвящена значительная часть ритуальной практики.
Секта возглавляется сыновьями Кимбангу, также считающимися «спасителями». Следующими в кимбангистской иерархии стоят «апостолы», якобы обладающие возможностью отличать злых духов от добрых и изгонять их. В обязанность «апостолам» вменяется и проведение служб.
Культовая практика кимбангизма близка протестантской. Богослужения проводятся несколько раз в неделю, на них поются молитвы и псалмы, читаются тексты из Библии. При богослужениях используется традиционная музыка. Во время служб часто проводятся сеансы исцеления, практикуется впадение в транс. В конце службы обычно читается проповедь. Никакие таинства в секте не признаются. Большое значение придаётся паломничеству на родину Кимбангу — в селение Нкаба, которое называется «Новым Иерусалимом» и где якобы можно достичь путём общения со Святым Духом очищения.
От кимбангизма отделилось несколько десятков сект, большинство из которых имеет более радикальные доктрины. Расколы в основном произошли на почве того, считать ли Кимбангу единственным или же только первым пророком. Наиболее известными из кимбангистских сект являются мацуаизм, где сильно вплетены традиционные верования и где вместе с С. Кимбангу обожествляется его основатель А. Матсву, мпандизм (Движение хаки), требующий изгнания всех белых, секта тонзи, последователи которой крестят 1 или 3 каплями воды и также враждебно относятся к белым. «Ортодоксальный» кимбангизм во многом потерял политическую окраску и смягчил некоторые свои положения, особенно касающиеся белых людей. «Ортодоксальный» кимбангизм участвует в деятельности Всемирного совета церквей и разделяет экуменические взгляды.
Кимбангизм распространён в Демократической Республике Конго (свыше 5 млн. последователей), Анголе (330 тыс.) и Республике Конго (80 тыс.). Это движение является самым значительным среди афрохристианских течений. Центры кимбангизма находятся в городе Киншасе и селении Нкаба. Приверженцы кимбангизма есть также в Замбии, Габоне, Бурунди и Руанде.
|