Народы мира

Костюмы народов мира

Жилища народов мира

Религии мира

Страны мира

Международные организации
 

Конко-кё

КОНКО-КЁ («учение золотого сияния»), синтоистская секта (иногда её относят к «новым религиям»). Основана Каватэ Бундзиро (1814—83), родившимся в префектуре Окаяма в крестьянской семье. В той местности одним из богов считался Кондзин, известный как страшный горный дух. Он особенно почитался монахами-отшельниками «ямабуси», рассказы которых способствовали росту популярности этого божества у сельских жителей. Каватэ Бундзиро во время болезни «якудоси» (которая, в соответствии с японскими народными верованиями, характерна для переходного возраста) вступил с Кондзином в мистическую связь. Грозный бог явил больному свою благую сущность, вера в которую легла в основу нового учения. Кондзин стал почитаться как некое светлое божество, именуемое Канэ-но ками («Бог золота»), Тэнти Канэ-но ками («Золотой бог неба и земли») или Конко Дайдзин («Великий бог золотого сияния»). В 1859 Каватэ объявил, что Конко Дайдзин избрал его своей обителью и своим жрецом. Вокруг него собирается группа людей, увлечённых его рассказами. Учение Каватэ распространилось среди крестьян и мелких торговцев, живущих по берегам Японского внутреннего моря. В 1885 после смерти Каватэ его ученики объединились в секту, которая была официально признана в 1900.

Учение Конко-кё связано с традиционными шаманскими верованиями и проповедует идею гармонии человека и сил природы. В секте считается, что общение людей и богов должно происходить через облечённого харизмой посредника, причём источником сверхъестественных способностей медиума называется само вселившееся в него божество. Каждый человек — это «удзико» («ребёнок родового бога»), и поэтому все люди между собой равны. Бог открывается тому, кто молится искренно, и если человек трудолюбив и не эгоистичен, то он получает божественное благословение. К Конко Дайдзин следует обращаться с просьбами одухотворения и просветления рассудка. С 1868 этого бога величают в молитвах «икигами» («воплощающееся божество»).

Культовая практика Конко-кё во многом сходна с традиционными сельскими обрядами: совершаются ритуалы очищения, читаются несложные молитвословия и т. п. Ритуальное значение может придаваться любой благой форме жизненной активности, особенно простому труду.

Доктринальные положения секты изложены в её священных текстах, которые рассматриваются как речения бога, записанные с момента откровений. Главные из таких текстов: Конко Дайдзин Обоэ («Ощущение великого бога золотого сияния») и Конко Дайдзин Рикаэ («Понимание великого бога золотого сияния»).

Секту возглавляют два вождя: «кёсю» — духовный наставник, избираемый из числа потомков её основателя, и «кёкан» — администратор, избираемый из руководителей региональных подразделений.

Конко-кё имеет широко разветвлённую организацию, включающую 12 административных единиц. Деятельность подразделений секты координируется съездом её представителей.

Штаб-квартира Конко-кё находится в городе Конко в префектуре Окаяма. Численность составляет около 500 тыс. человек.

© 2008—2017 Etnolog.ru