Народы мира

Костюмы народов мира

Жилища народов мира

Религии мира

Страны мира

Международные организации
 

Мандейцы

МАНДЕЙЦЫ, приверженцы одной из древних восточных религий. Называются также последователями св. Иоанна (иногда «христианами» св. Иоанна), назореями, сабиями (или сабейцами). Время появления этой религии точно не известно. Существует точка зрения, что мандеизм существовал ещё до возникновения христианства, однако, скорее всего, он появился в I—II вв. н. э. в Двуречье. Некоторые исследователи рассматривают мандейцев как раннехристианскую секту, другие считают их единственной сохранившейся гностической сектой иудаистского происхождения.

Вероучение мандейцев носит синкретический характер, в нём заметны элементы древневосточных верований (в особенности связанных с астрологией), зороастризма, иудаизма, христианства. Однако, несмотря на наличие определённой близости с двумя последними религиями, мандейцы относятсяк их последователям враждебно.

Большим почитанием у мандейцев пользуется Иоанн Креститель, которого они считают своим единоверцем. Представления о нём весьма отличаются от принятых в христианстве. У мандейцев существует представление о высшем существе (Боге), которому противостоит злой дух и который посылает людям своего спасителя — Мандб-да-Хайе («Знание жизни»), носителя божественного откровения.

Для мандеизма, как и для зороастризма, характерно дуалистическое противопоставление доброго и злого начал, света и тьмы. Свет ассоциируется с душой, а тьма — с телом. Спасение видится ими в освобождении пришедшей из царства света и заточённой против своей воли в теле души. Мандейцы верят, что их спаситель Мандб-да-Хайе, победивший тьму, проведёт их души через небесные сферы и вернёт в царство света. Священными книгами мандейцев являются написанные на арамейском языке Гинза («Сокровище»), представляющая собой космологический трактат, в котором, в частности, говорится о противоречивости актов творения, Сидра-де-Яхья, или Книга Иоанна, в которой сообщается о его деятельности и критикуется Иисус Христос, Коласта — сборник литургий, Сфар Малвасиа (Книга Зодиака) — описание гороскопов и магических средств, и Крещение Хибила Зиви, описывающая очищение небесного спасителя мандейцев.

Из практикуемых мандейцами обрядов наиболее примечательно крещение в проточной воде, которое, в отличие от христиан, совершается многократно и призвано дать человеку возможность познать жизнь и подготовиться к вознесению в царство света после смерти (от арамейского слова «саба» — «крестить» происходит другое название мандейцев — сабии). Второй основной обряд мандейцев — омовение человека на смертном одре, помазание его маслом, вкушение им хлеба и испитие освящённой воды. В целом совершаемые мандейцами обряды несколько напоминают христианские таинства. Некоторые обряды выполняются мандейцами в особых хижинах без окон. Богослужение заключается в чтении молитв.

Помимо выполнения культовых действий для спасения требуется обретение знаний и нравственно прожитая жизнь.

Служители культа (ими могут быть как мужчины, так и женщины) делятся у мандейцев на три категории: помощников, священников и надзирателей (последние осуществляют контроль над выполнением верующими обрядовых действий).

Среди мандейцев получила распространение полигамия. Брак и рождение детей считаются священной обязанностью.

В 1996 численность мандейцев составляла 45 тыс. человек. Прежде довольно широко распространённые в Юго-Западной Азии, они в настоящее время сконцентрированы в нескольких деревнях, расположенных в болотистой местности на юге Ирака, а также в соседних районах Ирана. Говоря в настоящее время на арабском языке, мандейцы тем не менее выделяются среди окружающего мусульманского населения некоторыми культурными особенностями, образуя отдельную этноконфессиональную группу.

© 2008—2017 Etnolog.ru