Народы мира

Костюмы народов мира

Жилища народов мира

Религии мира

Страны мира

Международные организации
 

Махаяна

МАХАЯНА (санскр., буквально — «большая колесница»), наряду с хинаяной одно из двух основных направлений буддизма, так называемый северный буддизм.

Во времена Будды существовала ведийская культура, главенствующее положение в которой занимали жрецы-брахманы. Оплотом этой культуры была местность между реками Ганг и Джамна, называвшаяся Брахмавартой: её традиции и обычаи служили образцом и примером для всех народов Индии. Священным языком Брахмаварты был санскрит, отчуждённый от народных языков и диалектов. Будда проповедовал на двух языках: санскрите и пали — одном из местных диалектов, — постоянно укоряя жрецов-брахманов за косность их мышления, за привязанность к писаниям, авторитетам, к традиции, за их чванство и самолюбование.

Учение Будды как бы заземлило санскрит, сделало этот язык доступнее и понятнее, оно органически вошло в ведийскую традицию, но так как эта традиция была высокоразвитой и детально структурированной, то учение Будды воспринималось на этом языке в несколько ином контексте, чем на пали. Таким базовым контекстом был «ашрам» — образ жизни, предписанный «дваждырождённым» ведами, согласно которым общество состоит из четырёх варн (буквально — «цвет»): брахманы, кшатрии, вайшьи, шудры. Первые три варны должны неукоснительно соблюдать «ашрам»: период обучения («брахмачарья») — с детства до совершеннолетия, когда юноша становится «дваждырождённым»; период домохозяина («грихастха»); период размышлений («ванапрастха»); период жизни вне общества, когда человек отказывается от своего имени, порывает связи с семьёй и родственниками, посвящая остаток жизни поиску истины («саньясин»). Поэтому дисциплинарные правила Винаи были для «дваждырождённых» — последователей Будды привычной нормой жизни (их дхармой) и внимание переключалось на Сутру и Абхидхарму (см. Буддизм), а не на монашеский образ жизни, как в тхераваде. Таким образом, «ашрам» как бы открывает «великий путь» (махаяна) к выходу из круговорота бытия («сансары»), идеалом «постигшего истину» становится бодхисаттва (то есть человек, достигший состояния нирваны, но решивший остаться в цепи перерождений, чтобы оказывать помощь в достижении спасения всем живым существам).

Хронологически отслеживая диспуты, которые велись на протяжении тысячелетия сначала между тхеравадинами и сарвастивадинами (сторонниками одного из ответвлений тхеравады), затем сарвастивадинами и мадхьямиками (последователями первой философской школы махаяна), видно, как расширялась дискурсивная сфера буддизма. В тхераваде — в центре внимания жизнь Гаутамы и сказанное им, будучи Буддой; в сарвастиваде — акцент переносится на Абхидхарму как средство видения и познания того, что существует; в мадхьямике — внимание переключается на непроявленное (шуньята), на сокрытую сущность фактов, явлений, бытия в целом. Понятие же «махаяна» с начала н. э. воспринимается как путь познания чрева Татхагаты, иначе говоря, одушевлённой природы. Вместе с тем философские рассуждения базируются только на сутрах, фиксация которых в письме (рукописи) продолжалась до конца 1—го тыс. н. э.

Вероятно, некоторые сутры воспроизводились из устно-поэтической традиции, другие представляли собой компиляцию высказываний Будды и его выдающихся учеников на определённую тему. Можно предположить, что сутры, полностью воспроизведённые (а не компилированные) из устно-поэтической традиции, считались более сакральными, о чём свидетельствует выделение махаяной девяти наиболее почитаемых так называемых вайпульясутр (сутры глубокого и сокровенного смысла): Лалитавистара, Гандавьюха, Дашабхумисвара, Самадхираджа, Аштасахасрика-праджняпарамита, Ланкаватара, Саддахармапундарика, Суварнапрабхаса, Татхагатагухьяка.

Вайпульясутры впоследствии легли в основу учений многочисленных школ Китая, Японии, Тибета, породив такие разновидности буддизма, как амидаизм, чань (дзэн), тяньтай-цзун (тэндай-сю), хуаянь-цзун, Сингон-сю, нитирэн-сю, ваджраяна и др.

В иерархическом плане махаяна выделяет в учении Будды шесть уровней, или парамит (духовных совершенств): 1) «дана» (бескорыстная помощь),2) «шила» (высоконравственный образ жизни),3) «кшанти» (терпимость),4) «вирья» (решимость),5) «дхьяна» (видение),6) «шуньята», или «праджня» (исчезновение дхарм бытия, или мудрость). Это ступени, которые должен пройти адепт, чтобы достичь состояния бодхисаттвы.

Численность приверженцев махаяны, так же как и численность буддистов в целом, определить трудно, поскольку в районах распространения северного буддизма широко бытует явление поликонфессионализма (одновременной принадлежности человека к нескольким религиям). По оценке известного специалиста по конфессиональной статистике Д. Б. Барретта на 1996, буддистов-махаянистов насчитывалось 182 млн. человек, что составляло 56% общей численности буддистов и 3% всего населения мира. Однако следует учитывать, что в это число не включен 221 млн. последователей сложной системы китайских народных верований, в которой элементы буддизма сочетаются с элементами конфуцианства и даосизма, а также около 20 млн. сторонников близкого к махаяне направления ваджраяны.

Махаяна преобладает среди буддистов стран Вост. Азии — Японии, Кореи и Китая (включая Тайвань), а также среди буддистов Вьетнама.

В Японии буддисты, по разным оценкам, составляют от 72 млн. человек (58% населения) до 99 млн. (80%), при этом подавляющее большинство из них наряду с буддийскими выполняют и синтоистские обряды. Кроме того,30 млн. японцев (24% населения) исповедуют так называемые новые религии, причём наиболее крупные из них — Нитирэн сёсю, на базе которой создана общественно-религиозная организация Сокка гаккай (17 млн. членов), Риссё косэй кай, Рэй ю кай — связаны своим происхождением с махаянистским буддизмом. Около 60 традиционных школ махаяны объединены во Всеяпонской буддийской ассоциации.

В то время как в Северной Корее буддизм после прихода к власти коммунистов был почти истреблён (по некоторым данным, в настоящее время там осталось всего около 390 тыс. буддистов), в Южной Корее после того, как президентом стал буддист Пак Чжон Хи, эта религия стала быстро обретать популярность. Дорогу буддизму, в частности, открыл провозглашённый в 1961 лозунг «национального возрождения». Если в 60-х гг. буддисты составляли только 2,5% населения, то в последующие десятилетия их численность резко возросла. По разным источникам, приверженцы буддизма махаяна насчитывают в настоящее время от 8 млн. человек (19% населения) до 20 млн. человек (47%), причём наиболее правдоподобна оценка в 12 млн. (28% населения). В Южной Корее существуют 18 традиционных школ махаяны, самая массовая из которых — Чоге, объединяющая подавляющее большинство буддистов страны. Действует также нетрадиционная школа Вонбульгё.

В Китае в 1-й половине 50-х гг. имелось около 100 млн. буддистов, подавляющее большинство которых относилось к направлению махаяны. Однако в процессе проведённой компартией Китая «культурной революции» все буддийские культовые места были закрыты, а монахи отправлены на «перевоспитание» (многие из них, как и значительное число буддистов-мирян, погибли). Хотя с 80-х гг. власти разрешили буддийским организациям возобновить свою деятельность, буддийское население страны понесло невосполнимые потери. В начале 90-х гг. в Китае (без Тайваня) жило лишь 34 млн. буддистов, из них 22 млн. принадлежало к направлению махаяны и около 10 млн. — к направлению ваджраяны.

На Тайване буддизм направления махаяны исповедуют, по разным оценкам, от 5 млн. человек (25% населения) до 9 млн. человек (45%). Преобладают сторонники школы чайхао («вегетарианская религия»), включающей элементы даосизма и конфуцианства.

Махаянистский буддизм распространён также в большом числе стран, где живут выходцы из Китая, Японии и Кореи и их потомки. Так, в Малайзии насчитывается 1,2 млн. буддистов-китайцев (по другим данным — около 3 млн.), есть они также в Сингапуре, Таиланде, Индонезии, Брунее, США (на Гавайях, в Калифорнии и других штатах) и прочих странах.

Во Вьетнаме буддизм направления махаяны исповедуют 34 млн. человек (51% населения).

Сторонники махаянистского буддизма есть также в США (причём не только среди лиц азиатского происхождения) и в ряде европейских стран.

© 2008—2017 Etnolog.ru