Народы мира

Костюмы народов мира

Жилища народов мира

Религии мира

Страны мира

Международные организации
 

Молокане

МОЛОКАНЕ, одна из конфессиональных групп духовных христиан, ответвилась от духоборцев. Сами себя молокане называют воистину духовными христианами, или духовными христианами-молоканами. Конфессия образована во второй половине XVIII в. бродячим портным Семёном Уклеиным в Тамбовской губернии. В одном из сёл этой губернии С. Уклеин познакомился с руководителем местных духоборцев Побирохиным и стал духоборцем. Однако через 5 лет между Уклеиным и Побирохиным произошёл разрыв из-за того, что Уклеин отстаивал Библию, которую духоборцы не признавали, и Уклеин основал свою собственную конфессиональную группу.

В отличие от духоборцев, молокане не только признают Библию, но и требуют от своих членов следовать только ей. Библию молокане ассоциируют с «духовным млеком», которым окормляется человеческая душа. Отсюда, по одной из версий, происходит название молокане (по другой же версии, своё название молокане получили от православных священников, прозвавших их так за то, что они пьют молоко во время поста). Молокане своеобразно толкуют Троицу, считая, что Бог Сын и Святой Дух, хотя и единосущны Богу Отцу, но не равны ему в божественном достоинстве. Иисус Христос, считают молокане, воплотился не в человеческое, а в ангельское тело и поэтому не умирал подобно людям. Святых молокане не признают, нет у них и икон. Как и все духовные христиане, молокане полагают, что на человека может снизойти Святой Дух и что одарённые Святым Духом люди получают указания непосредственно от Бога. Молокане верят в загробную жизнь и посмертное воздаяние, полагая, что истинные христиане немедленно попадут в рай, а грешники будут обречены на вечные муки. Молокане ожидают скорого второго пришествия Иисуса Христа и установления на земле тысячелетнего Царства Божьего. Постятся молокане только в дни страданий Иисуса Христа, полностью воздерживаясь от пищи в этот период. В остальные же дни поста они едят любую приемлемую для них пищу, считая, что пост должен быть не в пище, а в духе. Большинство молокан соблюдает содержащиеся в Ветхом Завете пищевые запреты. Так же как и духоборцы, молокане отказываются от воинской службы и не дают клятв. Главный путь спасения, по мнению молокан, — совершение добрых дел.

Молокане отвергли все таинства, нет у них и духовенства. Церковью они считают собрание верующих. Богослужения совершаются в домах членов общины, в больших комнатах, или «горницах» (по образу Сионской горницы). Проводят их выборные наставники (ещё их называют пресвитерами, или старцами). Во время богослужений читается Библия, поются псалмы. По окончании службы молокане обмениваются «святыми поцелуями» в губы, символизирующими братскую любовь и христианскую дружбу.

Молоканам не разрешается ходить в театр, кино, танцевать. Старики отказываются также от телевизора, радио, чтения газет и журналов, не фотографируются. В то же время они допускают использование в хозяйстве современной техники.

В июне 1991 на прошедшем в Москве учредительном съезде было объявлено о возрождении Союза общин духовных христиан-молокан, избран его Совет и принят устав. Центр Союза находится в Москве.

Общая численность молокан приблизительно 300 тыс. человек. По этнической принадлежности среди них резко преобладают русские. Живут они в России (в Тамбовской и Оренбургской областях, на Дальнем Востоке и Северном Кавказе), в Азербайджане, Армении, Грузии, на Украине, в Молдавии, США (в штате Калифорния) Канаде, Аргентине, Боливии и Австралии.

Молокане подразделяются на более мелкие течения и толки.

В 30-е гг. XIX в. молоканин Лукиан Петров основал секту прыгунов. Секта названа так потому, что во время собраний её члены прыгают, доводя себя до экстаза, который воспринимается как схождение и вселение в них Святого Духа. (Это представление сближает секту с хлыстами.) Л. Петров учил также, что во время моления члены общины должны сопеть друг на друга, чтобы очиститься от грехов. Поэтому сначала последователей образованной им секты называли сапунами. После Петрова в харизматические лидеры секты выдвинулся «пророк» Максим Рудометкин, который ввёл особый род прыганья.

Прыгуны празднуют субботу, еврейскую Пасху и еврейский праздник кущей, поскольку о них говорится в Ветхом Завете.

Молокане, сохранившие верность первоначальному учению, позже получили название постоянных.

В первой трети XIX в. возникла и группа общих молокан, вероучение которой представляет собой крайнее развитие молоканских идей. Основатели её — крестьяне Попов и Галяев. Общие отказались от свободного толкования Евангелия, характерного для других молокан. Они также имеют более сложную, чем прочие молокане, иерархию. Наверху этой иерархии стоит Совет из 12 апостолов во главе с «царём общего упования», ниже находятся главные распорядители, ещё ниже — распорядители. Рядовые члены общины назывались партией. Первоначально общие молокане отказались от личной собственности, сделав всё имущество собственностью общины, однако вскоре разочаровались в коммунальной жизни и вновь зажили каждый своим хозяйством, лишь частично сохранив общинную собственность. Общие обязаны десятую часть своих доходов отдавать в общинную кассу в пользу неимущих. Учение общих не нашло сколько-нибудь широкого распространения среди молокан.

Молокане-субботники празднуют субботу, соблюдают пищевые запреты, содержащиеся в Ветхом Завете, и дают детям библейские имена.

Молокане-постники не едят кислого и квасного, а также лук и чеснок.

Из всех молоканских групп наиболее близок к православной церкви донской толк, распространившийся среди части казаков Войска Донского. Последователи донского толка называют себя евангелистическими христианами. Они считают необходимым совершение православных таинств. Члены толка также признают присягу и допускают службу в армии.

© 2008—2017 Etnolog.ru