Народы мира

Костюмы народов мира

Жилища народов мира

Религии мира

Страны мира

Международные организации
 
главная / религии мира / Объединённый евразийский союз христиан веры евангельской

Объединённый евразийский союз христиан веры евангельской

ОБЪЕДИНЁННЫЙ ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ ХРИСТИАН ВЕРЫ ЕВАНГЕЛЬСКОЙ, крупнейшее объединение пятидесятников на территории бывшего СССР, включающее наиболее значительные пятидесятнические организации СНГ и стран Прибалтики. Относится к группе пятидесятников двух благословений.

Союз был создан в 1991 на проходившем в Москве Первом Всесоюзном съезде пятидесятников и в 1991—94 именовался Объединённым союзом христиан веры евангельской — пятидесятников. Современное название было принято на Втором съезде, созванном в середине 1994.

Объединённый евразийский союз христиан веры евангельской объединил две основные группы пятидесятников, сложившиеся на данной территории ещё в 1920-е гг. Одна из этих групп была создана в конце 1922 в Одессе Иваном Ефимовичем Воронаевым, настоящие имя и фамилия которого Никита Петрович Чепрасов (род. в 1885, дата смерти после ареста советскими властями в 1930 не известна). Эта группа получила название христиан евангельской веры (ХЕВ), или воронаевцев, и действовала в Каменец-Подольской, Киевской, Полтавской и других областях Украины, а также на Урале, в Сибири и Средней Азии. Сначала она существовала легально, с 1928 стала подвергаться преследованиям и перешла на нелегальное положение. В начале 1930-х гг. многие христиане евангельской веры были репрессированы. Во время немецкой оккупации эта группа пятидесятников вновь получила возможность легального существования.

Вторая группа также возникла в 20-е гг., однако на территории, не входившей тогда в состав СССР, а принадлежавшей Польше — в пределах теперешних Тернопольской, Ровенской областей Украины, Брестской области Белоруссии, Вильнюсского края Литвы. Эта группа получила название христиан веры евангельской (ХВЕ), или шмидтовцев (по имени одного из её руководителей — Г. Шмидта).

Обе группы имели единые генетические корни, будучи связанными с Ассамблеями Бога — крупнейшей «белой» пятидесятнической организацией США. Практически идентичными были и их вероучения. Поэтому, когда обе группы после вхождения Западной Украины и Западной Белоруссии в состав СССР оказались на территории одного государства, начали предприниматься попытки к их объединению. В последние годы войны эти попытки завершились образованием Епископальной церкви христиан евангельской веры, однако объединение это носило формальный характер.

Подлинному объединению мешали некоторые различия в обрядовой практике. Если христиане евангельской веры практикуют взаимное омовение ног перед хлебопреломлением и используют во время него только заквашенный (а не пресный) хлеб, то христиане веры евангельской этим традициям не следуют.

Ещё менее удачной была предпринятая в 1945 властями попытка объединить всех пятидесятников (прежде всего ХЕВ и ХВЕ) с легально действовавшими евангельскими христианами-баптистами. Хотя часть пятидесятников, под сильным давлением властей и надеясь на легализацию своего существования, подписала с евангельскими христианами-баптистами соглашение об объединении, многие пятидесятнические общины отказались присоединиться к этому союзу, одним из условий которого было ограничение весьма важной для пятидесятников практики глоссолалии (говорение на иноязыках разрешалось лишь в домашней молитве, а не на молитвенных собраниях). Кстати, многие из пятидесятников, присоединившихся к Всесоюзному совету евангельских христиан-баптистов, фактически не выполняли это условие, а затем и вовсе стали выходить из этого объединения.

Попытки самих пятидесятников (прежде всего ХЕВ и ХВЕ) объединиться долгое время пресекались, и лишь в 1991 такое стремление удалось осуществить.

Вероучение Объединённого евразийского союза христиан веры евангельской практически тождественно вероучению Ассамблей Бога. Как и у других пятидесятников, одним из основных положений в этом церковном объединении является положение о крещении Святым Духом со знамением языков. Библия рассматривается как слово Божие и единственный авторитет. По вопросу о возможности человека спастись объединение придерживается арминианской доктрины, допуская наличие у людей свободной воли.

Сторонники Объединённого евразийского союза христиан веры евангельской верят в Божественную Троицу, ожидают второго пришествия Иисуса Христа до наступления его тысячелетнего царства на Земле.

Крещение (путём погружения) рассматривается как один из обрядов. Вторым обрядом является хлебопреломление — празднование Тайной Вечери. По вопросу о необходимости взаимного омовения ног перед хлебопреломлением в Объединённом евразийском союзе христиан веры евангельской единства не достигнуто.

Объединённый евразийский союз христиан веры евангельской включает в свой состав союзы христиан веры евангельской в отдельных государствах, образовавшихся на месте бывшего СССР (в России, на Украине, в Белоруссии и др.), и объединяет около половины всех пятидесятников на этой территории. Не вошедшие в союз группы христиан веры евангельской и христиан евангельской веры либо зарегистрированы как автономные организации, либо совсем отказались от регистрации.

Общая числ. сторонников Объединённого евразийского союза христиан веры евангельской составляет (вместе с детьми) более 0,5 млн. человек. Подразделения этой организации есть на Украине (333 тыс. человек), в России (130 тыс.), Белоруссии (50 тыс.), Молдавии, Литве и других странах. На Украине наиболее значительные группы сторонников Объединённого евразийского союза христиан веры евангельской имеются в Ровенской, Волынской, Львовской, Тернопольской, Черновицкой, Днепропетровской, Закарпатской, Донецкой, Одесской и Житомирской областях и городе Киеве. Союз христиан веры евангельской России включает следующие объединения (конференции) церквей: Центрального региона, Волго-Уральского региона, Северо-Кавказского региона, Восточно-Сибирского региона. По национальной принадлежности сторонники Объединённого евразийского союза христиан веры евангельской в первую очередь украинцы, а также русские, белорусы и др.

© 2008—2017 Etnolog.ru