Народы мира

Костюмы народов мира

Жилища народов мира

Религии мира

Страны мира

Международные организации
 

Омото-кё

ОМОТО-КЁ, или омото («Учение великой основы»), синтоистская секта. Основана в 1882 прорицательницей Дэгути Нао (1837—1918) из провинции Тамба (ныне часть префектуры Киото). В 1882 Дэгути Нао стали посещать видения, вводившие её в состояние транса. Из её изречений следовало, что в неё вселилось божество Уситора-но Кондзини. Дэгути Нао пытается найти новые формы культа, сочетая синтоистские молитвы и обряды с аскезой и шаманскими камланиями. Не имея какого-либо образования, она берётся за составление священных текстов, пытаясь записывать содержание божественных откровений. Эти записи Офудэсаки стали ядром учения Омото-кё. Фактическим создателем доктрины и основателем организации Омото-кё является Уэда Кисабуро, известный позднее как Дэгути Онисабуро (1871—1948). Познакомившись с Нао, он начинает свою деятельность с интерпретации её идей в синтоистской теологической терминологии. Вскоре Уэда Кисабуро становится лидером Омото-кё. Его деятельность на религиозном поприще отличается ярко выраженным прозелитизмом. Учение Омото-кё собрало под своими знамёнами не только крестьян и жителей небольших городов, но и правительственных чиновников и военных. В 1923 Омото-кё начинает пропагандировать язык эсперанто, а затем выпускает журнал на этом языке. 1920—30-е гг. были периодом расцвета секты Омото-кё, хотя она в то время не имела статуса официальной синтоистской секты, считаясь квазирелигией («руйдзи сюке»). Правительство не без оснований считало деятельность Омото-кё угрозой официальной власти и идеологии. Онисабуро публично высказывал пацифистские и антикапиталистические взгляды. В то же время он демонстративно узурпирует атрибуты императорской власти, пытается установить связь с военными организациями. В 1921 Онисабуро был арестован, но вскоре освобождён. В 1935 он вторично попадает в тюрьму вместе со своими сподвижниками, лидерами Омото-кё. После этого ареста движение Омото-кё распалось. В 1942 Онисабуро освобождают под поручительство, и он вновь разворачивает деятельность по возрождению своей организации.

Учение Омото-кё в своей основе близко традиционным народным верованиям, чем во многом объясняется его былая популярность. Для него, в частности, характерны идеи религиозного целительства и священной одержимости «ками» как способа общения с божеством. Такая медиумная практика, связанная непосредственно с шаманизмом, в терминологии Омото-кё называется «тинкон-кисин». В вероучении Омото-кё имеется и догмат о конце света: должна наступить космическая катастрофа, в результате которой возникнет новый мировой порядок, исходящий из Аябэ — центра Вселенной и града божьего. В своей эсхатологии Омото-кё апеллирует к буддизму: Дэгути Онисабуро считается Мироку (Майтрейя), или будущим буддой, который станет хозяином нового мира. Но, в отличие от буддизма, доктрина Омото-кё более оптимистична и не признаёт грех как неизбежное свойство человеч. природы, напротив, приверженцы Омото-кё проповедуют братство как естественное состояние человечества и мир во всём мире.

Онтологические принципы Омото-кё сводятся к следующему: 1) первоисточником Вселенной является жизненная сила, которая есть бог; 2) существование Вселенной есть не что иное, как проявление этой жизненной силы в сущностях божественной субстанции; 3) человек — руководитель процесса воплощения жизненной силы бога и министр в правительстве Неба и Земли; 4) истинный бог есть источник любого истинного знания, и в первую очередь научного.

Культовая практика Омото-кё сводится к почитанию божества Уситора-но Кондзини. В культе используется спиритуальная магия, имитируются личные контакты медиума, совершаются экзорцистские обряды (то есть обряды по изгнанию злых духов), восходящие к практике народных шаманок-прорицательниц. В Омото-кё сохранился культ жизненной одухотворённой силы космоса. При этом религиозный экстаз трактуется как «тинкон-кисин» («умиротворение души с целью стать ками»), в силу чего ритуальный транс приобретает обрядовое значение.

В соответствии с традицией, в секте различаются духовная власть, исходящая от Дэгути Нао, и организационно-политическая, исходящая от Онисабуро. Исходя из данного принципа, функции духовного лидера («кайсо») передаются по женской линии наследниц фамилии Дэгути, а рациональной организацией культа ведают их мужья, исполняющие обязанности идеологов и организаторов («кёсо»). По той же логике Омото-кё имеет два руководящих центра: духовный центр в Аябэ, городке близ Киото, и штаб-квартиру для общественных связей в городе Камэока, той же префектуры.

В период своего расцвета, приходящегося на 1920—30-е гг., Омото-кё объединяла около 2 млн. человек. После войны численность приверженцев секты резко упала и в настоящее время она немногим превышает 100 тыс. человек. Такое сильное снижение числа сторонников может быть частично объяснено выделением из состава Омото-кё новых самостоятельных сект, таких, как сэйтё-но иэ, Сэкай кюсэй-кё и др.

© 2008—2017 Etnolog.ru