Народы мира

Костюмы народов мира

Жилища народов мира

Религии мира

Страны мира

Международные организации
 
главная / религии мира / Пресвитерианство

Пресвитерианство

ПРЕСВИТЕРИАНСТВО, одна из трёх форм кальвинизма. Возникновение пресвитерианства можно датировать 1560, когда шотландский парламент принял подготовленное известным деятелем Реформации Джоном Ноксом (1505 или около 1514 — 72) и пятью другими священниками Шотландское исповедание, состоявшее из 25 статей и носившее типично кальвинистский характер. Позже оно было заменено близким к нему Вестминстерским исповеданием, утверждённым в 1647 в Шотландии и в 1648 в Англии.

Вероучение пресвитерианства очень близко к вероучению реформатских церквей (см. Реформатство), отличаясь от него некоторым смягчением доктрины о предопределении (признавая эту кальвинистскую доктрину, пресвитериане в то же время допускают наличие у человека свободной воли).

Согласно вероучению пресвитерианства, воскресший Христос является единственным главой церкви. Высшим правилом веры и жизни признаётся слово Божие, как оно выражено в Ветхом и Новом Заветах. В качестве вспомогательных доктринальных стандартов рассматриваются символы веры, принятые в древней церкви (Апостольский, Афанасьевский и Никео-Константинопольский), а также Вестминстерское исповедание, в 33 главах которого определены специфические особенности вероучения, культа и церковной организации пресвитерианства.

Пресвитериане совершают два таинства: крещение, которое трактуется как соединение человека с Христом и посвящение его в христианское сообщество и совершается как в детском (чаще), так и во взрослом (реже) возрасте, и причащение. Последнее обычно понимается в смысле, который придавал ему Ж. Кальвин (веривший в духовное присутствие тела и крови Христа в элементах причастия), а не У. Цвингли (рассматривавший его как своего рода символ, напоминающий об искупительной жертве Иисуса Христа).

Богослужение в пресвитерианстве отличается большой простотой и не стеснено какими-либо жёсткими правилами. Основное место в нём занимает проповедь, верующие поют псалмы и гимны.

Пресвитериане отвергают наличие среди людей какой-либо элитной группы, которая через прямое откровение или наложение рук получила особую силу или власть. Должностными лицами в пресвитерианских церквах являются пресвитеры. Они обычно подразделяются на две основные категории: священников, которые проповедуют и совершают таинства, и старейшин, помогающих священникам в совершении таинств, пастырском попечении и управлении церковью. В целом пресвитерианское устройство церкви занимает как бы промежуточное положение между епископальным и конгрегациональным устройствами. Первой ступенью управления является церковная сессия, в которой принимают участие священник (или священники) местной церковной общины (конгрегации) и несколько старейшин, обычно избираемых самой общиной. Сессией руководит либо священник, либо проповедник-старейшина, называемый модератором. Священники избираются и приглашаются конгрегациями, но вводятся в должность пресвитерией (откуда и само название пресвитерианства) — вышестоящим органом, который стоит во главе нескольких близлежащих конгрегаций. Пресвитерия образуется всеми священниками этих конгрегаций и их старейшинами (по одному от каждой общины). Над пресвитериями иногда стоит синод, включающий несколько пресвитерий в более или менее крупном регионе. Синод состоит из представителей, назначаемых либо пресвитериями, либо непосредственно сессиями конгрегаций (в последние годы «синодальная» ступень организационной структуры часто отсутствует). Наконец, вся церковная организация управляется Генеральной ассамблеей, которая состоит из избираемых от каждой пресвитерии делегатов или уполномоченных (обычно ассамблея включает равное число священников и старейшин-мирян). Генеральная ассамблея является высшим органом власти в пресвитерианских церквах, однако в большинстве случаев при изменении доктринальных положений, культовой практики и церковного устройства требуется утверждение вводимых новшеств пресвитериями.

Общая численность пресвитериан (вместе с близкими к ним реформатами) — 59 млн. человек. В Европе пресвитерианство представлено в Соединённом Королевстве (свыше 1,5 млн., не считая пресвитериан, объединившихся с конгрегационалистами), прежде всего в Шотландии (более 1 млн.), где крупнейшая из пресвитерианских церквей — Церковь Шотландии имеет государственный статус, и Северной Ирландии (387 тыс.). Есть пресвитериане и в Ирландской Республике (16 тыс.).

В Америке пресвитерианство исповедуют в первую очередь в США (5,2 млн.; пресвитерианами были, в частности, президенты Э. Джэксон, Дж. Бьюкенен, С. Г. Кливленд, Б. Гаррисон, В. Вильсон, Д. Эйзенхауэр) и Канаде (216 тыс.). В результате миссионерской деятельности пресвитерианство распространилось и в других американских государствах: Мексике (438 тыс.), Бразилии (413 тыс.), Гватемале (51 тыс.), на Тринидаде и Тобаго (40 тыс.), в Колумбии (21 тыс.), Чили (12 тыс.), Гайане (12 тыс.), Пуэрто-Рико (10 тыс.).

Из африканских стран последователей пресвитерианства более всего в Малави (около 1,3 млн., или 15% населения, — ньянджа, тумбука, чева и др.), Гане (более 1,1 млн. — акем, ашанти, эве и др.), Кении (свыше 1 млн. — кикуйю, меру и др.), ЮАР (около 1 млн. — южноафриканцы, коса и др.), Демократической Республике Конго (620 тыс.), Камеруне (481 тыс. — видекум, булу и др.), Руанде (400 тыс. — хуту), Египте (300 тыс. — бывшие копты), Мозамбике (103 тыс. — тсонга, ронга и др.), Судане (100 тыс. — шиллук, нуэр и др.), Нигерии (100 тыс. — игбо, ибибио, эфик), Зимбабве (45 тыс. — белые поселенцы, чева и др.), Экваториальной Гвинее (10 тыс. — главным образом фанг).

Среди стран Азии большим числом пресвитериан выделяется Южная Корея (около 5 млн., или 11% всего населения). Пресвитериане имеются, кроме того, в Индии (528 тыс.), Пакистане (433 тыс.), на Тайване (210 тыс.), в Северной Корее (108 тыс.), Мьянме (50 тыс.), Сингапуре (32 тыс.).

Последователи пресвитерианства живут также в Новой Зеландии (541 тыс., или 16% населения), Австралии (142 тыс.) и Вануату (51 тыс., или 31% населения).

© 2008—2017 Etnolog.ru