Народы мира

Костюмы народов мира

Жилища народов мира

Религии мира

Страны мира

Международные организации
 
главная / религии мира / Протестантизм

Протестантизм

ПРОТЕСТАНТИЗМ, одно из основных направлений христианства, самое позднее по времени своего возникновения.

Обычно временем возникновения протестантизма считается XVI в., когда в ходе развернувшегося во многих странах Европы движения Реформации был отвергнут ряд важных доктринальных, культовых и организационных установок католицизма и самостоятельно сложился ряд течений, которые в своей совокупности стали позже именоваться протестантизмом.

Однако антикатолические движения протестантского типа возникали задолго до Реформации, причём ряд конфессий, генетически связанных с этими движениями (вальденсы, моравские братья), сохранились вплоть до наст. времени. Их можно назвать дореформационными протестантскими конфессиями.

Термин «протестантизм» отражает один из эпизодов борьбы в средневековой Европе лютеран и католиков. Когда 2-й Шпейерский сейм («рейхстаг») — орган центральной власти Священной Римской империи — отменил в 1529 принятое в 1526 решение о праве каждого немецкого правителя устанавливать религию для своих подданных в соответствии со своей личной верой и фактически поставил лютеран в неравноправное положение по отношению к католикам,5 немецких князей и 14 вольных городов выступили с протестом, после чего сторонников Реформации стали называть протестантами.

Протестантизм, в отличие от католицизма и православия, никогда не представлял собой единого целого, возникнув как совокупность отличающихся друг от друга течений; общие черты, которые будут отмечены ниже, свойственны не всем, а лишь большей части протестантских конфессий.

Иногда протестантизм определяют как систему веры и богослужебной практики, основанную на принципах Реформации. Сами же сторонники протестантизма утверждают, что они вернулись к простой («примитивной») вере ранней церкви, которая была искажена позднейшими новациями средневекового католицизма.

Наиболее характерными доктринальными особенностями протестантизма являются следующие положения. Прежде всего протестантизм признаёт самодостаточность и верховенство Библии как фундамента веры. Священное Писание рассматривается как единственный источник Божественного откровения, откуда христианская церковь может черпать свои доктринальные установки. Священное Предание не признаётся, как это имеет место у католиков и православных, в качестве второго источника откровения. Если оно и принимается во внимание, то лишь постольку, поскольку может помочь понять Священное Писание.

Большинство протестантских конфессий подчёркивает всеобщую порочность и греховность людей и не рассматривает праведность как черту, присущую человеку; лишь в своей вере он может завладеть праведностью Иисуса Христа. Спасение, по мнению протестантов, обусловлено только искупительной жертвой Иисуса Христа. Оправдание достигается личной верой в крестный подвиг Христа, причём очень многие протестанты считают, что посмертная судьба человека предопределена Богом (некоторые конфессии протестантизма в той или иной мере смягчают доктрину о предопределении, а иные вообще допускают наличие у человека свободной воли).

Необходимость добрых дел для спасения подавляющим большинством протестантов категорически отрицается. Они не верят также в заступничество святых перед Богом, отвергают веру в чистилище и действенность индульгенций.

Таинства рассматриваются протестантами как видимое слово Божие и ставятся в один ряд с другими формами Божьей милости: познанием Священного Писания, проповедью, беседами с пастором. Большинство протестантов признают лишь 2 таинства, о которых известно из Нового Завета, что их установил сам Иисус Христос: крещение и Вечерю Господню (причащение). Хотя между разными течениями протестантизма имеются значительные различия в понимании значения Вечери Господней, все они не признают её бескровной жертвой и не верят в пресуществление элементов причастия (хлеба и вина) в тело и кровь Христовы. Тем не менее большинство протестантов всё же считают, что Иисус Христос действительно присутствует при причащении, если не в самых элементах причастия, то по крайней мере в церкви. (Многие протестанты считают крещение и причащение не таинствами, а обрядами.)

Характерной чертой протестантизма является положение о священстве всех верующих. И поскольку каждый христианин в принципе может рассматриваться как священник, в протестантизме нет резких различий между пастором и мирянами. Различия носят не духовный, а только функциональный характер. Протестантский пастор выполняет свои служебные обязанности и не имеет какого-либо особого, священного характера, который бы противопоставлял его мирянам. В связи с таким пониманием священства каждый верующий как бы получает право личной трактовки доктринальных положений, в том числе и положений Библии.

Богослужебная практика в различных протестантских конфессиях различается весьма сильно, хотя все они подчёркивают своё стремление уменьшить литургическую сторону церковной жизни, поставить на первое место проповедь и чтение Священного Писания. И тем не менее эта тенденция выражена в разных конфессиях протестантизма далеко в неодинаковой степени. Если, например, в англиканских и лютеранских церквах совершается какое-то подобие католической мессы (хотя в сильно упрощённой форме), то квакеры и Армия спасения вообще отказались от какой бы то ни было традиционной обрядности.

Протестанты категорически отвергают власть в церкви какого-либо первосвященника (и прежде всего римского папы), а во многих случаях и епископскую власть. Однако и в тех протестантских деноминациях, где существует епископат, епископ — это в большинстве случаев не особый верховный чин священнической иерархии, а лишь высшая церковно-административная должность.

Церковное устройство в протестантских церквах имеет 3 основные формы: епископальную (когда группа церковных общин в пределах определённого региона управляется епископом), пресвитерианскую (ряд соседних церковных общин образует пресвитерию, имеющую право определённого контроля над этими общинами) и конгрегациональную (каждая церковная община фактически независима). Несмотря на различия в церковном устройстве, современные протестантские конфессии обычно имеют какие-либо объединения на национальном уровне, хотя роль, играемая этими организациями, различна: одни из них обладают реальной, порой весьма значительной властью, другие же выполняют чисто консультативные и информационные функции.

Принятый в протестантизме принцип личного суждения в интерпретации Священного Писания привёл к дроблению протестантизма, из его первоначальных течений выделились дочерние, многие течения разбились на значительное число различных деноминаций. В настоящее время существенное число последователей имеют следующие протестантские течения (не считая деноминаций так называемого маргинального протестантизма, сильно отдалившегося не только от классического протестантизма, но и от христианства вообще): англиканство, лютеранство, кальвинизм (в 3 формах: реформатство, пресвитерианство, конгрегационализм), меннонитство, методизм, перфекционизм, пятидесятничество, баптизм, адвентизм, реставрационизм. Отдельные течения образуют также Армия спасения, плимутские братья (открытые и замкнутые), братья (данкеры), квакеры, моравские братья, вальденсы. Особое явление в современном протестантизме представляют так называемые объединённые церкви, образовавшиеся в результате слияния нескольких церковных организаций, представляющих различные течения в протестантизме. Примером таких объединений могут служить Евангелическая церковь в Германии (лютеране + реформаты), Объединённая церковь Канады (методисты + пресвитериане + конгрегационалисты), Объединённая церковь Христа (конгрегационалисты + реформаты [США]), Объединяющаяся церковь в Австралии (методисты + пресвитериане + конгрегационалисты) и др.

Несмотря на то что подавляющее большинство протестантских церковных организаций полностью независимы на национальном (а нередко и на локальном) уровне, в конце XIX — начале XX вв. был создан ряд международных объединений, связывающих родственные протестантские деноминации: англиканские Ламбетские конференции (1867), Всемирный альянс реформатских церквей (1875), который после присоединения к нему в 1970 конгрегационалистов стал называться Всемирным альянсом реформатских церквей (пресвитериан и конгрегационалистов), Всемирный методистский совет (1881, до 1951 назывался Вселенская методистская конференция), Всемирный союз баптистов (1905), Меннонитская всемирная конференция (1925), Всемирная конвенция церквей Христа (создана в 1930 Учениками Христа), квакерский Всемирный консультативный комитет друзей (1937), Всемирная лютеранская федерация (1947), Всемирная пятидесятническая конференция (1947). Все эти международные объединения не обладают какими-либо властными функциями и созданы лишь с целью консультаций, обмена опытом и информацией, а также взаимной поддержки. Кроме того, в состав этих объединений не входят все без исключения церковные организации, образующие соответствующие течения в протестантизме: некоторые из них не хотят обременять себя даже такой формой связи.

Общая численность сторонников протестантизма свыше 600 млн. человек (без так называемых маргинальных протестантов, которых свыше 100 млн. человек), что составляет 36% всех христиан и 12% всего населения мира.

Число сторонников протестантизма в Европе меньше, чем в других частях света (кроме Австралии с Океанией). Из европейских стран наибольшим числом протестантов (все ниже приводимые цифры не включают маргинальных протестантов) выделяются Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии (30 млн., или 53% всего населения), Германия (29 млн., или 37%), Швеция (5 млн., или 60%), Дания (4,6 млн., или 90%), Финляндия (4,3 млн., или 88%), Нидерланды (4,2 млн., или 28%), Норвегия (4 млн., или 94%), Швейцария (2,8 млн., или 43%), Венгрия (2,6 млн., или 24%), Румыния (1,8 млн., или 8%), Украина (1,6 млн., или 3%), Россия (свыше 1 млн., или 0,7%), Франция (1 млн., или 2%). Приверженцы протестантизма составляют значительную долю населения в Эстонии (607 тыс., или 38%), Латвии (536 тыс., или 20%), Исландии (248 тыс., или 97%). Они имеются также в Италии, Словакии, Австрии, Испании, Чехии, Польше, Ирландии, Болгарии, Белоруссии и других европейских странах.

В Америке основная часть протестантов сосредоточена в США (около 160 млн., или 61% населения). Большие группы сторонников протестантизма имеются в Бразилии (32 млн., или 22%), Канаде (8,5 млн., или 32%), Мексике (4,6 млн., или 5%), Чили (3,7 млн., или 28%), Аргентине (2,6 млн., или 8%), Гватемале (2,2 млн., или 24%), на Ямайке (1,8 млн., или 70%), в Гаити (1,7 млн., или 26%), Перу (1,6 млн., или 7%), Колумбии (1,2 млн., или 4%), Сальвадоре (1,1 млн., или 21%), Венесуэле (1,1 млн., или 5%), Пуэрто-Рико (1 млн., или 28%). Высока доля протестантов в населении Тринидада и Тобаго (370 тыс., или 28%), Гайаны (264 тыс., или 35%), Барбадоса (207 тыс., или 79%), Багамских Островов (188 тыс., или 72%), Сент-Винсента (84 тыс., или 72%), Антигуа и Барбуды (72 тыс., или 84%), принадлежащих США Виргинских островов (66 тыс., или 59%), Гренландии (55 тыс., или 98%), Бермудских островов (42 тыс., или 72%), Сент-Китса и Невиса (35 тыс., или 82%), островов Кайман (21 тыс., или 81%), Британских Виргинских островов (11 тыс., или 96%), Монтсеррата (11 тыс., или 81%), островов Теркс и Кайкос (8 тыс., или 84%), Ангильи (6 тыс., или 91%). Есть последователи протестантизма также в Боливии, Никарагуа, Гондурасе, Доминиканской Республике, Эквадоре, Панаме, Коста-Рике, на Кубе, в Парагвае, Уругвае, Суринаме и других странах Америки.

Самые крупные группы сторонников протестантизма в Африке имеются в Нигерии (23 млн., или 26% всего населения страны), ЮАР (13,5 млн., или 38%), Демократической Республике Конго (13 млн., или 36%), Кении (11 млн., или 45%), Эфиопии (6,4 млн., или 14%), Уганде (5,5 млн., или 30%), Танзании (5,2 млн., или 19%), Гане (4,2 млн., или 28%), Зимбабве (3,2 млн., или 33%), на Мадагаскаре (3,1 млн., или 26%), в Малави (3 млн., или 36%), Камеруне (2,5 млн., или 22%), Замбии (2,3 млн., или 27%), Мозамбике (2,2 млн., или 14%), Руанде (2,2 млн., или 30%), Анголе (2 млн., или 20%), Судане (1,8 млн., или 7%), ЦАР (1,4 млн., или 47%), Намибии (1,3 млн., или 68% — самая высокая доля протестантов на африканском континенте). Меньшие по числ. группы протестантов есть в Бурунди, Чаде, Кот-д'Ивуаре, Лесото (617 тыс., или 35% населения), Либерии, Египте, Буркина Фасо, Республике Конго, Того, Сьерра-Леоне, Ботсване, Габоне, Бенине, Свазиленде и других африканских странах. На острове Святой Елены приверженцы протестантизма, хотя и насчитывают лишь 7 тыс. человек, составляют 90% населения.

В азиатских странах протестанты нигде, кроме Южной Кореи, не составляют значительного процента населения. По абсолютной же численности последователей протестантизма выделяются Китай (58 млн., или 5% всего населения), Индонезия (17 млн., или 9%), Индия (16 млн., или 2%), Южная Корея (12 млн., или 27%), Филиппины (5 млн., или 8%), Мьянма (2,2 млн., или 5%), Япония (1,4 млн., или 1%), Пакистан (1,3 млн., или 1%). Протестанты имеются также в Малайзии, на Тайване, во Вьетнаме, Сянгане, Бангладеш, Таиланде, Сингапуре, Шри-Ланке, Казахстане (в первую очередь немцы), Саудовской Аравии (в подавляющем большинстве некоренное население), Непале и других странах Азии.

Протестантов много в Австралии (6,6 млн., или 40% всего населения), Новой Зеландии (1,7 млн., или 50%), Папуа — Новой Гвинее (2,5 млн., или 62%). Последователи протестантизма образуют большинство населения и в таких океанийских странах, как Соломоновы Острова (240 тыс., или 73%), Вануату (107 тыс., или 65%), Западное Самоа (91 тыс., или 53%), Тонга (49 тыс., или 51%), Маршалловы Острова (37 тыс., или 80%), Американское Самоа (21 тыс., или 53%), острова Кука (14 тыс., или 78%), Тувалу (8,5 тыс., или 94%), Науру (5,4 тыс., или 60%), Норфолк (1,8 тыс., или 72%), Ниуэ (1,6 тыс., или 74%), Токелау (1,1 тыс. или 62%), Питкэрн (60 человек, или 100%). Протестанты есть также на Фиджи (319 тыс., или 43%), во Французской Полинезии (75 тыс., или 41%), Федеративных Штатах Микронезии (44 тыс., или 40%) и других странах Океании.

© 2008—2017 Etnolog.ru