Народы мира
Костюмы народов мира
Жилища народов мира
Религии мира
Страны мира
Международные организации
|
Реформированный индуизм
РЕФОРМИРОВАННЫЙ ИНДУИЗМ, индуистские движения, пытавшиеся в XIX — 1-й половине XX вв. осуществить модернизацию индуизма, адекватную задачам национального возрождения.
Возникновению реформированного индуизма способствовали контакты с европейской цивилизацией, резко усилившиеся вследствие английской колонизации Индии, в том числе деятельность христианских миссионеров, заставившая индуистов по-новому взглянуть на свою религию. Реформированный индуизм складывался как мировоззренческая опора для новых социальных слоёв, прежде всего национальной интеллигенции.
Зарождение реформаторских тенденций связано с именем Раммохана Рая (1772 или 1774—1833), который подошёл к индуизму с просветительских позиций: выступал против политеизма и идолопоклонства, критиковал многие обычаи и установления, ратуя за социальные изменения. В его религиозно-философском учении, синтезировавшем индуизм, мусульманство и христианство, в новом историческом контексте переосмысливался не весь индуизм, а лишь отдельные компоненты его обширного арсенала. По сути дела Раммохан Рай предпринял попытку, во-первых, культурного самоопределения Индии в свете западного европейского влияния, во-вторых, решения вопроса о соотношении разных религиозных и культурных потоков традиции внутри самой индийской культуры. Центральной и структурообразующей стала для него идея монотеизма. Универсалистский характер учения был наиболее радикальной новацией индуизма, выразившей стремление найти общую духовную платформу в стране.
В 1828 Раммохан Рай создал в Калькутте первое в Индии религиозно-реформаторское общество «Брахмо самадж», вдеятельности которого получили дальнейшее развитие основные идеи Раммохана Рая и прежде всего его главное устремление — найти объединяющую основу для разных религий. После смерти Рая организация претерпевала различные изменения и в 1836 распалась на «Ади Брахмо самадж» и «Бхаратваршия Брахмо самадж».
В противовес обществу «Брахмо самадж» в 1875 под лозунгом «Назад к ведам!» Даянанда Сарасвати (1824—83) создал общество «Арья самадж». Его платформа была в значительной степени такой же, что и у брахмосамаджистов: монотеизм, отрицание идолопоклонства, подход к догмам и традициям индуизма с точкиЗзрения здравого смысла. Однако в этом обществе ведизм провозглашался незыблемой первоосновой индийской культуры, которая не нуждается ни в пересмотре, ни в обогащении. Значение же остальных компонентов духовной традиции Индии отрицалось.
Реформаторские доктрины раннего периода были примирены с традиционными и синтезированы в учении Рамакришны (1836—86). Не отказываясь ни от каких догм и традиционного комплекса религиозных идей, Рамакришна сочетал их в своей концепции стадийности, полагая, что одни и те же религиозные идеи могут выражаться в разных формах, соответствующих разным уровням развития людей. Этим как бы развивалось древнее положение Ригведы: «Истина одна, но мудрецы называют её по-разному». Таким образом Рамакришна утверждал равную ценность и истинность всех религий как разных вариантов путей к Богу. На этой основе он пытался разрешить противоречия не только между индуизмом и другими религиями, но и внутри индуизма. Тем самым старая плюралистическая форма наполнялась новым личностным содержанием (во всех слагаемых традиционного комплекса) в противовес прежнему групповому, кастовому.
В самом конце XIX — начале XX вв. просветительские тенденции отошли на второй план, на первом же остались социально-политические проблемы, которые решались религиозными средствами. Наиболее значительными фигурами этого периода были Свами Вивекананда (1863—1902), Ауробиндо Гхош (1872—1950), Балгангадхар Тилак (1856—1920) и др. Проблемы модернизации и реформации индуизма стали тесно связываться с развитием национальной идеи: понятие нации получило религиозное толкование как воплощение одного из аспектов божественного начала, а политическая деятельность обрела религиозную санкцию. Религия приобрела в обществе новую активную и динамичную роль некоей цементирующей основы национального единства. По-новому стали решаться и проблемы религиозной этики: нравственным и оправдываемым признавалось всё то, что оказывалось полезным для освобождения родины от английских колонизаторов. В проповедях Ауробиндо Гхоша звучали также идеи мессианства индуизма: он может дать миру религию, в которой гармонично сольются все духовные и философские искания, сплотив таким образом человечество в единый духовный союз. Новые индуистские организации создавались как объединения, где главной формой религиозной жизни является мистический поиск, цель которого — вверить себя божественному началу. Наибольший успех в этот период имели утверждения единства в многообразии через примат духовности. Принцип духовности стал полагаться главным цементирующим началом индийской цивилизации, с помощью которого она сможет очиститься от устаревших догм. При этом провозглашалось, что каста и индуизм не являются нераздельными: все реформаторские организации строили свою деятельность на внекастовых принципах.
Модернизированная форма индуизма вышла за пределы южноазиатского субконтинента и привлекла внимание европейской и американской культур. Многие западные интеллектуалы испытали глубокое тяготение к индуизму, надеясь с его помощью найти выход из духовного кризиса. Некоторые идеи и принципы, выдвинутые Вивеканандой, Ауробиндо Гхошем и другими реформаторами, не утратили своей значимости и оказались созвучными сегодняшнему дню.
|