Народы мира
Костюмы народов мира
Жилища народов мира
Религии мира
Страны мира
Международные организации
|
Сведенборгианцы
СВЕДЕНБОРГИАНЦЫ, маргинальная протестантская секта. Другие названия — Церковь Нового Иерусалима, Новая Церковь.
Секта названа по имени Эмануэля Сведенборга (1688—1772), шведского учёного и теософа-мистика. Будучи крупным естествоиспытателем, Э. Сведенборг тем не менее стремился доказать примат духа над материей. С середины 1740-х гг. Э. Сведенборг стал утверждать, что ему удалось установить прямой контакт с ангелами и духовным миром. Он почувствовал, что Бог считает его интерпретацию христианства правильной и поручает ему ознакомить с ней людей. Свои мировоззренческие взгляды Э. Сведенборг изложил в трёх десятках написанных и опубликованных им книг, из которых наиболее известны «Небесные секреты» в 8 томах, «Земли во Вселенной», «Новый Иерусалим и его небесная доктрина», «Небеса и ад», «Божественная любовь и разум», «Апокалипсис проявился», «Истинная христианская религия».
Сам Э. Сведенборг никогда не пытался лично проповедовать своё учение и не стремился собрать вокруг себя последователей. Он лишь разослал свои многочисленные труды, написанные на латинском языке, священнослужителям и в университетские библиотеки. Наибольшее внимание на учение Э. Сведенборга было обращено в Англии. Среди ранних распространителей его учения можно отметить двух английских священников: Томаса Хартли (ум. 1784) и Джона Клауса (1743—1831).
Первая сведенборгианская Новая церковь была основана в 1787 группой единомышленников, сложившейся ещё в 1783 вокруг методистского священника Роберта Хиндмарша. После того как был создан ряд сведенборгианских групп, в 1789 была проведена первая конференция новой деноминации, а в 1792 (по другим сведениям, в 1794) первая сведенборгианская церковь появилась и в США.
Последователи Э. Сведенборга считали его Божественно озарённым провидцем. Догматика сведенборгианцев сочетает в себе элементы христианства с теософией, пантеизмом, неоплатонической философией, протестантскими мистическими учениями XVII в.
Тринитарианская доктрина сведенборгианцами фактически отвергается. Троица понимается как 3 свойства одного Божественного лица. Иисус Христос является единственным Богом; Отец, Сын и Святой Дух воплощены в нём. Бог рассматривается как невидимое лишённое пространства и времени единство. Первородный грех людей, искупительная жертва Христа и Его воскресение также отрицаются. Душа человека, согласно учению Э. Сведенборга, превратившись после смерти в свободный дух, сама выберет, куда ей идти: на небеса к добру или в ад ко злу. Небеса и ад рассматриваются сведенборгианцами не как места, а как состояния. Библия, по Э. Сведенборгу, представляет Божественный разум. Уважая Священное Писание, он вместе с тем настаивал, что принёс людям новое Божественное откровение. Для сведенборгианцев характерен сложный аллегорический метод толкования Библии.
Все другие вероучения считаются ошибочными: действующие церкви за прошедшие столетия исказили первоначальное значение слова Божия. Целью миссии Э. Сведенборга объявлялось возвращение Божьему слову его первоначального смысла.
Богослужения в сведенборгианских церквах имеют литургический характер и концентрируются на личности Иисуса Христа. Проповедь строится на «богодухновенных» частях Библии, к которым сведенборгианцы относят 29 книг Ветхого Завета и 5 книг Нового Завета. В сведенборгианских церквах совершаются 2 таинства: крещение и причащение. Помимо обычных христианских праздников сведенборгианцы отмечают день Новой церкви (19 июня).
Организационное устройство сведенборгианских церквей имеет либо конгрегациональный, либо квазиепископальный характер.
Численность сведенборгианцев очень невелика: во всём мире их насчитывается около 80 тыс. человек, в том числе 20 тыс. в США и 20 тыс. в ЮАР. В Америке небольшое число сведенборгианцев имеется также в Канаде и некоторых других странах, в Африке — в Нигерии (4 тыс.) и ещё нескольких странах.
В Европе единственная существенная группа сведенборгианцев есть в Великобритании (8 тыс.). Совсем маленькие группы, насчитывающие лишь по нескольку сот человек, имеются в Германии, Франции, Нидерландах, Швеции и других странах. Последователей учения Сведенборга можно встретить также в Корее, Австралии, но там численность их тоже очень мала.
Сведенборгианцы подразделяются на 3 отдельные церковные организации: Генеральная конференция Новой Церкви (главным образом в Великобритании и США), Генеральная конвенция Нового Иерусалима (преимущественно в США) и Генеральная церковь Нового Иерусалима (в основном в США).
Конференция и конвенция по вероучению близки друг другу и рассматривают писания Э. Сведенборга как своего рода комментарий к Библии. Сходны эти организации и по церковному устройству: оно у них конгрегациональное.
Генеральная церковь склонна приписывать сочинениям Э. Сведенборга Божественный авторитет. Устройство её имеет квазиепископальный характер.
|