Народы мира
Костюмы народов мира
Жилища народов мира
Религии мира
Страны мира
Международные организации
|
Словацкая евангелическая церковь
СЛОВАЦКАЯ ЕВАНГЕЛИЧЕСКАЯ ЦЕРКОВЬ, одна из лютеранских церквей,2—я по численности последователей церковь Словакии. Другое название — Словацкая церковь Аугсбургского исповедания.
Предтечами Реформации в Словакии были гуситы, прибывшие в эту страну в середине XV в. Они проповедовали Священное Писание на близком к словацкому чешском языке. Лютеранство впервые проникло в Словакию с переселившимися туда немецкими колонистами — земледельцами и рудокопами. Кроме того, влиянию лютеранских идей подвергались посещавшие Германию словацкие торговцы и учившиеся там студенты. Во многих городах Словакии немцы составляли значительную часть населения, а в некоторых из них (например, в Банска-Бистрице) — даже большинство. Именно в таких городах лютеранство закрепилось особенно прочно. Новую веру принимали не только рядовые горожане, но и представители знати.
В восточных районах страны в качестве вероучительной основы было принято своё особое, по сути лютеранское, исповедание «Пентаполитана» (5 городов — Кошице, Прешов, Бардеёв, Сабинов, Левоча), в центральных районах — исповедание «Монтана-Гептаполитана» (7 горных городов — Банска-Бистрица, Любьетова, Кремница, Банска-Ставница, Банска-Бела, Нова-Баня, Пуканец). Кроме того, в Словакии было принято также исповедание «Сепузиана» (братства 24 городов Сепеша).
Взошедший в 1618 на престол Венгрии (в состав которой входила Словакия) Фердинанд II Габсбург (в 1619—37 император «Священной Римской империи») был сторонником Контрреформации, и в его правление началось преследование лютеран. Лишь в 1781 императором Иосифом II был принят эдикт о веротерпимости. Полное же равенство с католиками лютеране (как и прочие протестанты) получили 10 лет спустя.
Самостоятельность лютеранские общины Словакии обрели только после получения Чехословакией независимости: в 1921 в городке Тренчанске-Теплице (около города Тренчин в Западной Словакии) состоялся 1-й синод Словацкой евангелической церкви.
Словацкая евангелическая церковь в настоящее время придерживается Аугсбургского исповедания и по своей догматике тождественна с другими лютеранскими церквами Центральной Европы. Близка она к ним и по богослужебной практике.
Базовой ячейкой в Словацкой евангелической церкви является церковная община (конгрегация). Дела общины решают её общее собрание, а также церковный совет (пресвитерия). Совет образует президиум в составе двух человек: пастора и инспектора (из мирян).
Общины объединяются в сеньораты, а сеньораты образуют 2 округа: Восточный и Западный.
Органами сеньоратов являются собрания (ассамблеи), советы и их президиумы, органами округов — советы и президиумы.
Руководящими органами всей церкви являются Генеральная ассамблея, Генеральный совет, совет директоров, исполнительный совет. Надзор за деятельностью церкви осуществляет генеральный епископ, за работой церковных округов — окружные епископы. Генеральный епископ и 2 окружных епископа образуют коллегию епископов. Церковным законодательством ведает Синод, созываемый на свои сессии по мере надобности Генеральной ассамблеей. В функции Синода входят рассмотрение вероучительных положений, решение вопросов церковного устройства и ординаций (рукоположения священнослужителей).
Все церковные должности являются выборными, причём пасторы и епископы избираются пожизненно.
Местопребывание генерального епископа находится в столице Словакии Братиславе, местопребывание окружных епископов — в Кошице (Восточный округ) и Зволене (Западный округ).
Численность сторонников Словацкой евангелической церкви 380 тыс. человек (7% населения страны). В основном словаки, однако имеются также венгры и немцы.
|