Народы мира
Костюмы народов мира
Жилища народов мира
Религии мира
Страны мира
Международные организации
|
Сэкай кюсэй-кё
СЭКАЙ КЮСЭЙ-КЁ («учение всемирного спасения»), японская синкретическая новая религия. Основатель — Окада Мокити (1882—1955) с детства страдал от многих заболеваний, к которым добавилось потрясение от крупного землетрясения 1923, когда он потерял семью. Справиться с депрессией и болезнями ему помогла практика религиозного целительства секты Омото-кё, и он вскоре стал одним из признанных лидеров этой секты. Однако спустя некоторое время Окада учреждает отдельную от Омото-кё организацию, которая получила название Дай-Нихон Каннон-кай — Японская ассоциация Авалокитешвары (бог сострадания, он же бодхисаттва Каннон в традиции японского буддизма). В основе доктрины новой организации лежало постижение божественной природы через практику чудодейственного целительства. Однако целительская деятельность организации была оспорена властями из-за того, что она не только не имела медицинской лицензии, но и отрицала все прочие методы лечения, помимо духовных. Приверженцы учения, которых становилось всё больше, избегали вакцинации, и их общины могли стать очагом эпидемий, что и вызывало опасение властей. От организации потребовали выбрать одну из двух провозглашённых ею целей: либо богослужение, либо целительство. Окада выбрал последнее и назвал свою группу Нихон Дзёка Рохо (Японская ассоциация целительного очищения). После 2-й мировой войны организация регистрируется под официальным названием Нихон Каннон Кёдан («Братство Авалокитешвары в Японии»), которое в 1950 меняется на «Учение мессии», а затем принимает свою современную форму — сэкай кюсэй-кё. После смерти основателя организацию возглавила его вдова Окада Ёсико, а затем их дочь Фудзиэда Ицуки.
В соответствии с откровением, якобы полученным Окада, бог-творец желает утвердить рай на этом свете путём изгнания трёх зол: болезней, нищеты и конфликтов. Зло рассеется подобно тьме под лучами божественного света, и только Учение всемирного спасения является его проводником. Утверждается, что Окада посвятил описанию своей концепции «света» около 600 тыс. страниц рукописного текста. На основе своего въдения добра Окада выдвинул утопические идеи государственного устройства на основе духовной власти. Его утопия опирается на идею «тидзё тэнгоку» — небесное царство на земле. Предполагается, что оно возможно и при современном состоянии общества, но только в качестве духовной реальности, а воплощение рая в качестве всемирной физической реальности будет во многом зависеть от просветления сверхдержав. Так, Окада писал, что если от Америки зависит мир во всём мире, то духовному исцелению самих американцев должно способствовать учение сэкай кюсэй-кё. Начало физического рая, по мнению Окада, заложено в изящных формах, в связи с чем сэкай кюсэй-кё строит два миниатюрных прообраза будущего мира: летний парадиз в Хаконэ и зимний — в Атами. Оба представляют собой изысканные архитектурно-парковые ансамбли.
Доктрина сэкай кюсэй-кё опирается на два основных положения: «дзёрэй» («обычай», «традиционный порядок») и «сидзэн нохо» («естественное природопользование», или «природная агротехника»). Суть первого — внутренняя гармония человека, суть второго — гармония человека и природы.
В соответствии с концепцией «дзёрэй» болезни побеждаются только очищением души, но не активным воздействием на тело, и поэтому медикаменты не принесут ничего кроме вреда. Исцелению может способствовать любой член организации. Он подносит ладонь к больному месту, и болезнь под воздействием неких исходящих от ладони очистительных флюид якобы покидает человека. Такая мистическая сила передаётся, согласно доктрине сэкай кюсэй-кё, каждому верующему от основателя секты, который является «икигами» — живым воплощением божества.
В концепции «сидзэн нохо» провозглашается необходимость естественных методов жизнеобеспечения и отказа от применения химических удобрений. Добывать пищу неестественным путём аморально, а употреблять её вредно.
Культовая практика сэкай кюсэй-кё заключается не столько в целительстве, сколько в самом образе жизни её членов с ориентацией на гармонию человека с природой и с самим собой. Гармония, как главный религиозно-этический принцип сэкай кюсэй-кё, выражает представления о сакральной сущности эстетического восприятия. Нравственная жизнь, по мнению адептов сэкай кюсэй-кё, — это не только возделывание земли, но и внимание к простым элементам природы: составление изящных композиций из травы, ветвей, обломков скал, равно как и широкое применение их в хозяйстве. Всё это якобы способствует духовному росту личности. Духовное совершенство человека выражается через искусство, а поэтому Окада, сам сын антиквара, призывал своих учеников собирать шедевры, чтобы духовно возвыситься и способствовать процветанию райских уголков Атами и Хаконэ, музеи которых собрали едва ли не лучшие в Японии коллекции.
Сэкай кюсэй-кё имеет региональные подразделения во многих префектурах Японии, а также миссии в США и Бразилии, которые периодически организуют паломничества в Атами.
Число активных членов организации, по устаревшим сведениям, составляет более 500 тыс. человек.
|