Народы мира

Костюмы народов мира

Жилища народов мира

Религии мира

Страны мира

Международные организации
 

Тхеравада

ТХЕРАВАДА, одно из основных направлений буддизма. Иногда его называют южным буддизмом.

Тхеравада является монашеской традицией (тхеравада — «учение уважаемых монахов»), для которой Будда является земным существом, достигшим просветления в процессе 550 перерождений («джатаки») и почитаемым в качестве великого учителя.

Написанный на языке пали священный канон Типитака рассматривается как свод знаний Будды, а одна из частей этого канона Виная-питака — нормой поведения.

Жизнь основателя буддизма Гаутамы считается идеалом образа жизни для буддиста. Поэтому в странах южного буддизма: Шри-Ланке, Мьянме, Таиланде, Лаосе, Камбодже — монахи регулярно рассказывают верующим эпизоды из жизни Гаутамы. Фабула его жизни излагается следующим образом. У главы рода Сакья появился сын, чья мать умерла через семь дней после родов. Мальчику дали имя Сиддхаттха («Исполненное желание»), Гаутама — его фамильное имя. Отец построил для сына три дворца, дабы оградить его от неприглядных проявлений жизни. Юноша возмужал, женился, у него появился сын, названный Рахулой, и дальнейшая жизнь сулила одни радости.

Однако наблюдательный и впечатлительный Гаутама во время своих редких переездов из одного дворца в другой отметил, что люди болеют, стареют, умирают, задумываются о смысле жизни. Он решил помочь людям в поисках истины и в 29 лет ушёл из дома, став отшельником. 6 лет бродил по долине Ганга, беседовал с мудрецами и проповедниками, вёл строгий аскетический образ жизни, но, убедившись, что умертвление плоти ведёт к угасанию разума, отказался от аскезы. К 35 годам у него появилось ощущение близости истины и Гаутама погрузился в медитацию, в которой пребывал несколько недель без еды и питья. В процессе медитации Гаутама увидел свои предыдущие жизни, а также действие и законы кармы. Он ощутил иллюзорность бытия, созданного эгоцентрической мыслью («читта»), и понял, что эта иллюзорность является причиной страданий. В заключение он открыл путь преодоления неудовлетворённости бытием и стал Буддой, «ибо невежество уступило место мудрости, темнота рассеялась и разлился свет».

Движимый состраданием к другим существам, пребывающим в невежестве, Будда 45 лет проповедовал своё учение людям и богам. Последние годы жизни Будды излагаются в «Махапариниббана сутте» («Великой сутре об освобождении»), первые четыре раздела которой содержат разъяснения Будды относительно достижения благосостояния государства, общества, сангхи, учения, честной жизни и т. д. В пятом разделе объясняется, что будды, будучи просветлёнными, находятся вне системы ранжирования ступеней святости и любой иерархии, земной и небесной. В шестом описываются этапы вхождения Будды в «паринирвану» (окончательное освобождение от перерождений). Жизнь Будды является основным сценарием тхеравадинской традиции, сцены этой жизни постоянно воспроизводятся в литературе, живописи, скульптуре, фильмах и т. д. В социальном и идеологическом плане этот сценарий и Типитака реализуются через концепцию благих действий, заслуг («пуньня»).

В концепцию заслуги включены такие понятия, как «благие потоки», «дурные потоки», «поле благой заслуги», «источники заслуги», «передача заслуги»; «заслуги, формирующие хорошую карму чувственного бытия»; «заслуги, присущие сферам чувственного, иллюзорного и чистого сознания», и другие понятия. Сангха именуется «несравненным полем заслуги в этом мире», что обосновывается двумя каноническими положениями. Во-первых, сангха была основана самим Буддой, её члены слушали поучения из уст самого учителя, а тхеравада сохраняет традиции «слушавших самого учителя». Во-вторых, члены сангхи накапливают заслуги через шесть уровней медитации: 1) глядя на символы Будды, они думают о постоянном незримом присутствии Будды; 2) глядя на символы Дхармы (учения Будды), вспоминают изречения Будды; 3) вспоминают о 8 великих учениках Будды, которые действовали попарно: один реализовывал путь к просветлению, другой — плоды просветления, распространяя их на общество, и отождествляют нынешнюю сангху с 8 этими учениками; 4) утверждают мысль о несокрушимости морального облика члена сангхи; 5) вспоминают о радости, которую приносит просветление; 6) глядя на богов, переносят их достоинства в свой духовный мир, на свою личность.

Последователи тхеравады верят, что «поле благой заслуги» возникает над такими мощными источниками, как реликвии Будды, сокрытые в ступах, изображения Будды с легендарным прошлым, монастыри как местопребывание сангхи. Такие благие поля защищают государство от внешних злых сил (демонов), посёлки — от вредоносных духов. Считается, что, попадая в благое поле, верующий получает возможность накапливать заслуги, помогая сангхе едой, одеждой, жильём, медикаментами; совершать десять благих дел в их тхеравадинском истолковании. Эти благие дела таковы.

1) Подношение («дана»). Человек, совершающий подношение или дарение, показывает, что он заинтересован в благосостоянии других и готов поделиться частью своей собственности, тем самым демонстрируя своё знание сущности истинного благосостояния. Сложный ритуал получения заслуги подразумевает знание вещей и продуктов, подлежащих дарению, знание церемониала вручения даров, а также лиц, которым следует дарить. Дарением считается также чтение вслух сутры, обучение детей традициям, обычаям, буддизму и т. д. Если у человека нет ничего, то он дарит окружающим своё дружелюбие и благожелательность.

2) Высоконравственное поведение («сила»). Согласно учению, прошлое уходит, подобно сну, и сожалеть о прошедшем глупо; будущее, подобно миражу, и ориентироваться на него также глупо; надо жить сегодняшним днём, но добродетельно — в этом мудрость. Добродетельная жизнь — ориентация на мудрость, дружелюбие и сострадание к другим.

3) Размышления и созерцание («бхавана»). Следует вырабатывать в себе спокойствие и невозмутимость, а затем заниматься самоанализом и самоусовершенствованием.

4) Почитание и уважение других («апачити»).

5) Взаимопомощь («веявачча»). Необходимо помнить о других, помогая им по мере возможности.

6) Передача заслуги («паттануппадана»). Заслуги, получаемые верующим в результате выполнения предписанных установок, обрядов, церемоний, ритуалов и даруемые ему за усердие и веру, не только улучшают его карму, но и составляют его основное богатство, которым он вправе поделиться с другими. На практике верующий переводит свои заслуги только тем, кому он обязан или от кого он зависит, — родителям, родственникам, патрону, духам, демонам, богам. Духам и демонам заслуга переводится для улучшения их кармы, для нейтрализации их вредоносности.

7) Радость от получения и накопления заслуг другими («аббханумодана»). Надо демонстрировать свою радость при совершении благих дел другими возгласом «Садху!» («Замечательно!»). Такая демонстрация радости приносит заслугу и самому.

8) Распространение и пропаганда учения Будды(«десанамая») приносит множество заслуг. Этим должны заниматься не только монахи, но и миряне.

9) Слушание любого положения учения Будды («саванамая»).

10) Стремление исправить заблуждения других («диттхи»), помочь им выйти из поля дурной кармы. Существуют два основных заблуждения: вера в существование души и материалистический взгляд на природу человека. Первое заблуждение порождает веру в загробное существование, второе ведёт к мысли, будто смерть уничтожает физические и духовные свойства личности, превращая их в ничто. Такие заблуждения ведут к фатализму, отрицающему причинность явлений; к отрицанию кармических последствий от добрых и злонамеренных действий; к нигилизму — отрицанию истинности учения Будды. Поскольку эти заблуждения ухудшают карму, то истинный буддист обязан помочь заблуждающемуся, объяснить, что зло в самом человеке, а не во внешних обстоятельствах.

Тхеравада оформилась первой и признаёт истинным своё толкование, канонизированное на 3-м «сангити» в форме трактата Катхаватту. В результате позиция тхеравады оказалась на виду у всех и как бы в замороженном состоянии, в то время как школы, делавшие акцент на философию, столетиями рассматривая учение Будды с разных позиций, обнаруживали всё новые грани учения.

По одной из имеющихся оценок, сторонники тхеравады составляют 124 млн. человек (38% всех буддистов и свыше 2% всего населения мира). Тхеравадины составляют большинство населения в Таиланде, Мьянме, Шри-Ланке, Камбодже, Лаосе. Имеются они также в Индии, Бангладеш, Вьетнаме, Китае и др. В Таиланде буддизм тхеравады является де-факто государственной религией. В столице этой страны — Бангкоке находится штаб-квартира крупнейшей буддийской международной организации — Всемирного братства буддистов. В Таиланде имеются 2 основные секты тхеравады: Маханикай и Тхаммаютникай. Первая из них намного многочисленнее, однако вторая весьма влиятельна, в известной мере носит элитарный характер и требует более строгого соблюдения монашеского образа жизни.

В Мьянме буддизм тхеравады также получает государственную поддержку. В стране действуют 9 сект, из которых наиболее известны Судхамма, Швегон, Двараникая, Раманн. В Шри-Ланке буддизм тхеравады исповедует подавляющее большинство основного народа страны — сингалов. Буддисты образуют 3 секты: Сиамникая, опирающуюся на сельское население, Амарапураникая, влиятельную в городах, и Раманнияникая, являющуюся аскетическим течением и борющуюся за чистоту буддизма и за буддийский образ жизни. Первая секта, имеющая наибольшее число сторонников, сиамского происхождения,2 другие — бирманского. В Камбодже, где буддизм начал распространяться ещё во II в., «культурная революция», осуществлённая местными коммунистами, физически уничтожила эту религию. Однако с падением тоталитарного режима были приняты меры по восстановлению буддизма в стране, а в 1989 он был объявлен государственной религией. В Камбодже действуют те же секты тхеравады, что и в Таиланде: Маханикай и Тхаммаютникай. Эти же секты получили распространение и в Лаосе. В Индии буддизм, некогда занявший господствующее положение, был затем вытеснен индуизмом. Лишь в конце XIX в. началось возрождение буддийской религии в этой стране, и сейчас буддизм тхеравады получил определённое распространение (главным образом среди бывших неприкасаемых) в штатах Махараштра, Мадхья-Прадеш, а также в некоторых штатах Южной Индии.

В Бангладеш буддизм тхеравады (в его мистических формах) распространён в районе горного Читтагонга среди таких народов, как чакма, могх и мру. Во Вьетнаме, где преобладает махаянистское направление буддизма, тхеравадинами являются проживающие в этой стране кхмеры (свыше 1 млн. человек).

© 2008—2017 Etnolog.ru