Народы мира

Костюмы народов мира

Жилища народов мира

Религии мира

Страны мира

Международные организации
 

Тэнри-кё

ТЭНРИ-КЁ («религия божественной мудрости»), одна из маргинальных синтоистских сект, иногда квалифицируемая как новая религия. 9 декабря 1838 деревенская жительница Накаяма Мики (1798—1887), участвуя в спиритическом сеансе, призванном излечить её больного сына, якобы получила божественное откровение. Она утверждала, что, находясь в состоянии религиозного транса, почувствовала, что в неё вселилось божество. Согласно версии секты, это божество открылось остальным членам семьи Накаяма через 3 дня и объявило, что избрало тело Мики своей обителью. Этот день,12 декабря 1838, считается днём основания Тэнри-кё.

Начальный этап деятельности секты связан с личной знахарской практикой Накаяма Мики, получившей репутацию целительницы со сверхъестественными способностями. Как религиозное течение Тэнри-кё начало складываться в середине 60-х гг. XIX в., а большинство доктрин секты сформировалось в 70-х — начале 80-х гг. XIX в. В 1866—75 Мики создаёт священные писания Микагура ута («Песнопения к священным танцам»), Осасидзу («Божественное предписание»), Офудэсаки («Кончик божественной кисти»). В то же время она разрабатывает основной ритуал Тэнри-кё Кагура-дзутомэ («Танец спасения») и обучает ему своих учеников. В 1875 она называет точное место творения мира — сакральный центр Вселенной Дзиба, где якобы встретились прародители рода человеческого — боги Идзанаги и Идзанами. На этом месте воздвигают «канродай» (тэнрийская версия мировой оси), а вокруг строится главный культовый центр Тэнри-кё.

Приверженцы секты считают, что после смерти Мики божество вселилось в Ибури Идзо (1833—1907), одного из наиболее ревностных её последователей. К 1895 учение распространяется по всей Японии и выходит за её пределы: в 1896 секта начинает свою деятельность в США, в 1897 — на Тайване, в 1898 — в Корее и в 1901 — в Китае. Тэнри-кё признаётся правительством как независимая религиозная организация и в 1908 получает статус секты. В 30—40-х гг. XX в. доктрина и культ секты претерпевают некоторые изменения, и она выступает как одна из 13 официальных признанных синтоистских сект. В 1940 принимается новое уложение, озаглавленное как «Тэнри-кё кётэн энги» («Подробное объяснение доктрины Тэнри-кё»).

Следующая фаза развития Тэнри-кё начинается с принятием Японией новой конституции от 1947, гарантирующей своим гражданам свободу вероисповедания. Этот этап связан с движением «фукугэн», которое характеризуется не только стремлением к реставрации исконных форм учения, но и к переосмыслению его в глобальном масштабе, подобно мировым религиям. В 1970 Тэнри-кё вышла из Ассоциации синтоистских сект с целью заявить о своей всемирной миссии.

Доктрины секты выделяются своеобразием. Единый бог, якобы вещавший посредством Мики, именуется Тэнри О-но микото (Господь божественной мудрости). В качестве креатора он определяется как Мото-но ками (Исконный бог) и Дзицу-но ками (Истинный бог). Атрибуты бога символически объясняются в терминах «тохасира-но ками» («Десять божеств-столпов»), каждый из которых является персонификацией специфической функции бога, проявляющейся в его участии в человеческой жизни. Это демонстрирует его пантеистическую и нематериальную природу, представляя Тэнри О-но микото в качестве Оягами («бог-прародитель»). В соответствии с концепцией Тэнри-кё «бог-прародитель» создал человеческие существа для того, чтобы наслаждаться их полной блаженства и гармонии жизнью. Но человеческий эгоизм препятствует осуществлению замыслов божества. Сохранить человечество можно только посредством откровения, для которого необходимы три исходных условия — время, место и душа, в исторической ретроспекции представленные душой Мики, священным местом первотворения Дзиба и самим временем откровения. Знание этих трёх первооснов позволяет человеку достичь «тасукэ» (спасение). Доктрина Тэнри-кё определяет основание для спасения, исходя из традиционной концепции очищения — это очищение сердца и мысли, достигаемое через «макото синдзицу» (искренность). Очищение заключается в стряхивании «ятцу-но хокори» (восемь слоёв пыли), покрывающих человека вследствие его эгоизма и поглощающих его мысли и чувства жадностью, ненавистью, завистью, невежеством и другими пороками. Очищенный от пыли пороков человек может созерцать мир как воплощение божественных идей непосредственно. Отсюда исходит одно из главных положений Тэнри-кё — «касимоно-каримоно» (дословно «отданное взаймы-полученное взаймы»), согласно которому любая форма собственности губительна для идеи слияния человеческой сущности с единой божественной субстанцией. Собственность рассматривается как заблуждение и источник эгоизма. Человечество может достичь состояния «ёкигураси» — мировой гармонии в единстве с богом-прародителем — путём изживания индивидуальных пороков и социальной несправедливости. У Тэнри-кё есть свои космогонические мифы, близкие к версиям «Кодзики» и «Нихонсёки».

Спасение, согласно Тэнри-кё, может быть достигнуто с помощью следующих акций. Это прежде всего ритуал «молитвы в действии» — бескорыстный труд для другого человека и общества, в котором прихожане предстают в качестве посланцев бога. Такой труд даёт шанс получить «осадзукэ» (священный дар), возможность возродиться в Дзиба. Рекомендуется также практика «хи-но кисин» (ежедневная служба), упражнения по самоотречению, форма богослужения, выраженная бесплатным трудом верующих для бога-прародителя в знак благодарности за всё, что он им дал. Кроме того, необходимы паломничества в Дзиба и совершение ритуала «Тэ-одори» (Танец рук), целью которого является очищение, выраженное символическим стряхиванием пыли, и ряд других мероприятий.

Тэнри-кё представляет собой крупную религиозную организацию, ведущую активную миссионерскую деятельность во всём мире. Её организационный и идеологический центр традиционно располагается в городе Тэнри (префектура Нара), выросшем на месте родной деревни Мики. Адепты Тэнри-кё составляют значительную часть населения городов Мисимамати, Такайсиси и др. Численность приверженцев Тэнри-кё превышает в Японии 2,5 млн. человек. Кроме того, они имеются в США, Канаде, Мексике, Бразилии, Корее, Тайване, Демократической Республике Конго и других странах.

От Тэнри-кё в результате раскола отделились самостоятельные секты Хонмити и Сэкай Синдо-кё.

© 2008—2017 Etnolog.ru