Народы мира
Костюмы народов мира
Жилища народов мира
Религии мира
Страны мира
Международные организации
|
Федосеевцы
ФЕДОСЕЕВЦЫ, одно из беспоповских направлений старообрядчества. Основатель — бывший дьячок Феодосий Васильев, переселившийся в 1696 со своей семьёй на территорию, принадлежавшую в то время Литве, и создавший там свою общину. Жизнь общины отличалась строгой дисциплиной, безоговорочным послушанием своему наставнику Феодосию. Члены общины обязаны были соблюдать безбрачие и строгое целомудрие. Основы догматики федосеевцев были выработаны за несколько лет до создания общины — на местных соборах новгородских беспоповцев в 1692 и 1694, одним из организаторов и активных участников которых был Феодосий Васильев. Федосеевцы считают, что в мире окончательно воцарился Антихрист, однако представляют его не как конкретную личность, а как духовное явление. Как и другие беспоповцы, федосеевцы считают, что благодати больше в мире не существует, поэтому не может быть священства и таинств евхаристии и брака, совершаемых священниками. Из таинств сохранены лишь крещение и исповедь, но совершаются они не духовными лицами, а мирянами. Брак в любой его форме федосеевцами категорически отвергался, запрещалось и иметь детей. Позже, правда, в части федосеевских общин семья была восстановлена.
Федосеевцы крайне враждебно относились к государству, на котором, по их мнению, лежит печать Антихриста, и требовали от членов своей церкви избегать всяких контактов с властями. Они, в отличие от поповцев и большей части поморцев, не приняли молитву за царя. Во главе федосеевских общин стоят миряне, имеющие звание наставников.
Духовным центром федосеевцев стала их община, созданная ещё в 1771 в районе Преображенского кладбища в Москве. Однако наиболее крупные группы федосеевцев находятся за пределами Москвы. В России федосеевцы наиболее многочисленны в Псковской, Новгородской, Кировской, Ульяновской и Тюменской областях. За границами России федосеевцев довольно много в Латвии, Белоруссии и Литве.
Общая численность федосеевцев приблизительно 200 тыс. человек. Подавляющее большинство их — русские.
Федосеевское согласие распалось на несколько групп. Различаются они в основном по своему отношению к браку. Аристовцы, рижские и польские федосеевцы, а также так называемые новожёны браки разрешают. Кондратьевцы придерживаются аскетизма и выступают против брака. От федосеевцев отделилась группа титловцев, не согласившихся с принятой большинством сторонников федосеевского согласия надписью на кресте. Они считают, что на кресте должно стоять не I.H.Ц.I. (Исус Назореянин Царь Иудейский), а поморский вариант — Ц.С.I.Х.С.Б. (Царь Славы Исус Христос Сын Божий).
|