Народы мира
Костюмы народов мира
Жилища народов мира
Религии мира
Страны мира
Международные организации
|
Финская евангелическо-лютеранская церковь
ФИНСКАЯ ЕВАНГЕЛИЧЕСКО-ЛЮТЕРАНСКАЯ ЦЕРКОВЬ, одна из лютеранских церквей. Христианское вероучение стало проникать в Финляндию в раннее средневековье в двух формах: западной и восточной. Однако массовое обращение населения в христианство было связано с завоеванием страны шведами, проходившим в форме крестовых походов. Во время этих походов в XII—XIII вв. всё население южной Финляндии и западного побережья страны было постепенно обращено в католицизм. Вне влияния католицизма осталась только лапландская часть Финляндии.
Начало Реформации в Финляндии относится к 1520-м гг., и лютеранское вероучение постепенно распространяется по всей стране. Окончательно реформационное движение победило в Финляндии после неудачной попытки контрреформации, предпринятой королём Швеции и Речи Посполитой Сигизмундом Вазой. Были признаны решения Упсалаского собора 1593 о введении протестантизма в лютеранской форме и принято Аугсбургское исповедание. В середине XVI в. было начато обращение в христианство саамов. На протяжении XVII в. положение лютеранской церкви в Финляндии неуклонно укреплялось. Как и в других лютеранских церквах, вся церковная служба стала вестись на языке народа, и в 1642 была напечатана первая Библия на финском языке, позже на этом языке были изданы катехизис и книга псалмов.
XVII—XVIII вв. считаются в Финляндии временем «старого лютеранства», когда вера имела коллективный характер и посещение церкви в церковные праздники считалось обязательным. С конца XVIII в. характер веры начинает меняться, она становится постепенно лишь личным делом.
В начале XIX в. влияние церкви на народные массы вновь усилилось в связи с развитием различных пиетистских движений. Первые пиетистские движения появились в Финляндии ещё в XVIII в. Распространение в 1730-х гг. гернгутерства (см. Моравские братья) было незначительным. Шире охватило юго-западную Финляндию и саво-карельские районы движение так называемых молельщиков, однако потом и его влияние сильно упало. В конце XVIII в. появляется новое пиетистское «движение пробуждения», распространившееся преимущественно в Похьанмаа и отчасти в Саво. Южнее среди пиетистов преобладали так называемые евангелисты, а на севере страны — лестадианцы.
Однако наряду с этим в образованных кругах населения с развитием либерализма происходит падение значимости церкви. В 1923 был принят закон о свободе вероисповедания и введена гражданская регистрация рождений, браков, разводов и смертей. Тем не менее и в настоящее время доля населения, не входящего в церковные общины, остаётся сравнительно небольшой.
Вероучение Финской Евангелическо-лютеранской церкви близко к догматике других лютеранских церквей. Нет каких-либо существенных особенностей по сравнению с другими лютеранскими церквами и в богослужебной практике.
Финская евангелическо-лютеранская церковь имеет статус государственной церкви. Все законы, касающиеся церкви, принимаются государством и церковью совместно, причём инициатива законотворчества в этой области принадлежит самой церкви.
К Финской евангелическо-лютеранской церкви принадлежит 4,2 млн. человек (85% населения Финляндии). Во главе церкви стоит архиепископ, имеющий резиденцию в городе Турку. Территория страны делится на 8 епархий (стифтов), подразделяющихся на пробства, каждое из которых состоит из нескольких приходов. Главы епархий — епископы — назначаются президентом страны. Церковный собор, в ведении которого находится решение внутрицерковных проблем, на 2/3 состоит из мирян и только на 1/3 — из священнослужителей. Члены собора избираются на 4 года по епархиям, его заседания проводятся дважды в год. Нормами религиозного поведения считаются чтение молитв, принятие причастия, конфирмация (в возрасте 15 лет). Посещение церкви, особенно в городах, стало довольно редким (воскресные богослужения посещают немногим более 2% членов церкви), но наряду с этим передачи богослужения по радио и телевидению слушают регулярно около полумиллиона человек.
В Финской евангелическо-лютеранской церкви, как уже отмечалось, есть несколько форм пиетистских течений, однако все они признают власть церкви. Существует и ряд протестантских сект, стоящих вне церкви.
|