Народы мира
Костюмы народов мира
Жилища народов мира
Религии мира
Страны мира
Международные организации
|
Хасидизм
ХАСИДИЗМ (иврит, «путь праведности»), общее название для ряда современных мистических течений и школ в иудаизме.
Хасидизм возник в Западной Украине в середине XVIII в. Основателем его считается проповедник Исраэль бен Элиэзер, по прозванию Баал-шемтов («добрый чудотворец»), аббревиатура прозвища — Бешт (1700—1760). Хасидизм появился в период глубочайшего кризиса в еврейской истории нового времени, вызванного крахом мессианского движения Саббатая Цви (1626—1676), преследованиями и погромами евреев на Украине в XVII—XVIII вв., обнищанием еврейства Восточной Европы накануне окончательного раздела Речи Посполитой. Наследник более ранних мистических школ, саббатианства и лурианской каббалы, хасидизм представляет собой самостоятельное учение, творчески развивавшееся на протяжении последних 250 лет и разделившееся на отдельные течения, получившие, как правило, названия по местечкам, где жили их основатели: потомки, последователи и ученики Бешта. Среди последних особенно выделяются его преемник Дов-Бер из Межирича (1704—1773), его правнук, основоположник брацлавского хасидизма Нахман из Брацлава (1772—1810), основатель любавичского хасидизма Шнеер (Шнеур) — Залман из Лядов, прозванный Алтер Ребе, то есть «Старый раввин» (1747—1812).
Возникновение и широкое распространение хасидизма в конце XVIII в. привели к резкому столкновению между хасидами и сторонниками классического раввинистического иудаизма в Восточной Европе, так называемыми миснагедами, или митнагдим (от ивритского «противящиеся»). Хасидизм, зародившийся как демократическое движение народных низов, долгое время преследовался раввинским истеблишментом как сектантское движение. Раскол был частично преодолён уже в середине и особенно в конце XIX в., когда стало ясно, что хасидизм не порвал с основными нормами и законами иудаизма и сформировался как течение (или, вернее, течения) внутри него. Различие между хасидской и нехасидской формами ортодоксального иудаизма сохранилось до сих пор, но перестало иметь антагонистический характер. Внутри хасидизма обычно выделяют польские, украинские и румынские школы, остающиеся в рамках теологии Бешта, и возникшую в современном белорусско-российском пограничье школу Хабад (аббревиатура от ивритских — Хохма, Бина, Даат — Мудрость, Понимание, Познание — названий 3 первых из 10 «сефир от», то есть стадий эманации Эйн-Соф, бесконечного Бога) во главе с хасидской династией Шнеерсонов, потомков Шнеера-Залмана. Хабадская догматика во многом отличается от бештовской и представляет собой, в отличие от неё, законченную теологическую систему.
В основе хасидизма лежит представление об абсолютном всепроникающем пантеизме. Согласно этой доктрине, всё сущее есть форма существования Всевышнего, поэтому к каждому человеку следует относиться как к потенциальному праведнику. Однако единственной реальной сущностью признаётся лишь само духовное Божественное начало, одухотворяющее иллюзорный материальный мир. Целью человеческого существования, как и в прочих мистических учениях, считается единение души с Богом, осуществляемое посредством экстатической молитвы и проникновения в её тайный смысл — «двекут»; сердечной, интимной и радостной привязанности к Богу; изучения Торы; служения Богу всеми материальными и повседневными жизненными проявлениями («авода багашмиют»). Высшей целью существования мира хасидизм признаёт достижение в будущем полного единения Творца с Творением. Сохраняя иудаистский принцип «миньяна», то есть минимального количества в 10 взрослых мужчин, составляющих общину, хасидизм тем не менее рассматривает достижение единства с Богом как индивидуальную задачу человека. Особенностью хасидизма является представление о том, что в мире постоянно существуют особые праведники, «цаддики», обладающие врождённым даром достижения слияния и единства с Богом и служащие посредниками между людьми и Богом и каналами, «цинор», для истечения Божественной благодати. Это представление привело к возникновению династий цаддиков в хасидизме и их культу, напоминающему культ святых в североафриканском варианте сефардского иудаизма. В отличие от «цаддика», праведный обычный человек «бейнони» (ивритское «средний»), согласно хабадскому учению, должен стремиться не к единению с Богом, а к профанному совершенству, выраженному в подавлении в себе злого начала. Вопреки бештовской традиции, настаивавшей на примате эмоционального начала в религиозном действии, Хабад считает, что у «бейнони» рациональное восприятие, проявляющееся в изучении Писания и медитации, должно подавлять чувственное. Демократические и даже простонародные корни хасидизма, идущие ещё от Бешта, определили более высокое место непосредственному радостному и экстатическому восприятию Божественной сущности и молитве, нежели изучению и экзегезе священных текстов и выполнению заповедей, что характерно для раввинистического иудаизма. Оптимистическое весёлое настроение пронизывает всю культовую практику хасидизма Специфичным для хасидизма является проведение особых коллективных трапез, «фарбринген», во время которых принято пить водку, петь и обсуждать любые вопросы, относящиеся к религиозной сфере. «Фарбринген» имитируют встречи цаддиков, основателей хасидизма, со своими последователями, содержание которых отражено в типичных, отчасти фольклорных произведениях хасидской дидактической литературы.
Современные приверженцы хасидизма выделяются специфическим мужским костюмом, состоящим из чёрного длиннополого кафтана или пальто, чёрной фетровой или велюровой шляпы, сменяемой в праздничные дни чёрной бархатной ермолкой, с меховой оторочкой, «штраймл». По типу ермолок и покрою штанов можно отличить приверженцев разных династий цаддиков. Замужние женщины бреют наголо голову и носят парик. Хасиды почти везде живут в особых кварталах или даже отдельных населённых пунктах (например, Кфар-Хабад в Израиле), в быту многие из них сохраняют идиш, в то время как иврит используется только в религиозной сфере.
Первоначально учение хасидизма распространилось на современную Украину, позже Польшу, в начале XIX в. хасидизм проникает в Белоруссию и Прибалтику, где, впрочем, позиции его были менее прочными. Вплоть до 1-й половины XX в. хасидизм преимущественно развивался в Российской империи, а также в Галиции, входившей тогда в состав Австро-Венгрии, и в Румынии. В начале XX в. хасиды составляли около половины всех евреев Восточной Европы. Преследование религии в СССР, а затем и геноцид евреев на оккупированных нацистами территориях привели к миграции уцелевших хасидов в США и Израиль, где сейчас проживает большинство сторонников этого течения. В небольшом числе хасиды, преимущественно любавичские, есть во всех еврейских общинах мира, в том числе и в бывшем Советском Союзе. Сейчас продолжают существовать следующие хасидские «дворы», группирующиеся вокруг живых или вокруг наследия уже умерших «цаддиков»: александровский, амшиновский, багушский, бобовский, бостонский, боянский, брацлавский, бэлзский, бяльский, вижницкий, ворковский, вослайский, гурский, зевильский, зучкинский, калибский, капиштанецкий, карлин-столинский, клейбандский, коцкий, кречневский, кудиновский, кузницкий, лелувский, ликве-вельбружский, любавичский (Хабад), матерсдорфский, махновский, моджицкий, монастыричский, надворенский, озеровский, перемышленский, песчаненский, пинско-карлинский, питсбургский, радземильский, радзинский, рахмистривский, ружинский, садигорский, сасовский, сатмарский, серт-вижницкий, скарновицкий, сколинский, слонимский, солимский, спинковский, стретинский, стриковский, сухачёвский, толдойсарн («потомство Аароново»), толенский, трисковский, цанзклойзенбургский, шоймрей-эмуним («хранители веры»). Главы почти всех этих династий живут в Израиле, хотя крупнейшие направления хасидизма, Хабад и сатмарское, сохраняют свои главные резиденции в Бруклине в Нью-Йорке.
|