Народы мира

Костюмы народов мира

Жилища народов мира

Религии мира

Страны мира

Международные организации
 

Хлысты

ХЛЫСТЫ, одна из групп духовных христиан. Их также называют христоверами. Сами хлысты именуют себя «последователями Христовой веры», «людьми Божьими», считая название «хлысты» обидным и унизительным.

Группа возникла в середине XVII в. Происхождение её не совсем ясно. Учение её сочетает элементы мистических сект Запада с русскими народными верованиями. Основателем группы считается уроженец Костромы Данила Филиппов, назвавший себя Саваофом (то есть одним из библейских имён Бога). Через несколько лет он объявил крестьянина из Владимирской губернии Ивана Суслова своим последователем и сыном Божьим.

Библию хлысты понимают «духовно». Главная их заповедь: «Святому Духу верьте». Они считают возможным прямое общение людей со Святым Духом и верят в воплощение в наиболее праведных людей Христа, Богородицы и Святого Духа. По представлениям хлыстов, время от времени среди них появляется Саваоф, «богородиц» же и «христов» в хлыстовских общинах часто бывает несколько, и между ними порой возникают споры о том, кто стоит выше. В каждой общине хлыстов существуют, кроме того, «пророк» и пророчица. Среди хлыстов распространена также вера в предсуществование и переселение душ.

Общение со Святым Духом и вселение в людей Христа и Богородицы, по мнению хлыстов, происходят во время их радений, включающих в себя чтение Священного Писания, песнопения, а также пляски, бегание, прыгание, кружение и некоторые другие действия. Во время радений хлысты доводят себя до экстаза, толкуемого ими как пророческое состояние.

В зависимости от степени посвящения в тайны секты хлысты делятся на три категории: первые участвуют только в беседах, вторые — в обыкновенных радениях, третьи совершают также годовые и чрезвычайные радения. В особо торжественных случаях хлысты во время радений целуют голое колено «пророчицы», а после полуночи обнажаются по пояс и начинают взаимное бичевание «святыми жгутиками» (скрученными полотенцами), двигаясь вокруг чана с водой и распевая «Хлыщу, хлыщу, Христа ищу...» (откуда, возможно, и происходит название секты, согласно же другой точке зрения, «хлыстовщина» — это искажённое «христовщина»).

Хлысты отвергают церковный брак, и детей, рождённых от таких браков, считают грешниками, утехой Сатаны, щенятами. Вступающие в секту женатые мужчины должны прекратить супружеские отношения со своими жёнами, не расторгая брак официально. Вместе с тем на радениях «пророки» и «христы» дают мужчинам духовных жён, половые связи с которыми не считаются греховными. Детей от таких связей они именуют «иисусиками».

Будущая жизнь, по представлению хлыстов, начнётся после Страшного суда, который произойдёт в Петербурге. Видимые небеса распадутся, явится новое небо, а на нём светлый град Сион, в котором будут жить праведники (то есть хлысты); грешники же (не хлысты) будут преданы страшным мукам.

Хлыстовские общины, или, как они их называют, корабли, совершенно независимы друг от друга. Во главе каждого «корабля» стоят «кормщики», «христы», «богородицы», «пророки» и «пророчицы». Как и другие духовные христиане, хлысты отвергают священство. Жизнь «корабля» строго регламентирована. У большей части хлыстов существуют пищевые запреты (им не разрешается есть мясо и употреблять алкогольные напитки). В некоторых хлыстовских группах практиковалось самобичевание с целью «умерщвления плоти».

Чтобы скрыть свою принадлежность к секте, которая подвергалась преследованиям, часть хлыстов формально не порывала связи с православной церковью и посещала храмы. Хлысты не ведут открытой пропаганды своего вероучения и привлекают людей в свои общины очень осторожно, открывая свои «тайны» лишь в тех случаях, когда уверены, что человек способен их принять. Поэтому численность хлыстов весьма невелика — по очень приблизительным подсчётам,10 тыс. человек. Подавляющее большинство их — русские. Живут они главным образом в Тамбовской, Ростовской и Оренбургской областях, Краснодарском и Ставропольском краях.

Несмотря на свою малочисленность, хлысты не представляют собой единую конфессиональную общность, так как очень рано начали дробиться на более мелкие секты и толки.

Одной из самых ранних хлыстовских групп является секта постников, основанная крепостным крестьянином из Тамбовской губернии А. И. Копыловым, объявившим себя Христом. По учению постников, Иисус Христос — это Дух Святой, обитающий на земле в избранных людях. Большое внимание сторонниками секты уделяется постам (откуда и само название). Перед радениями постники иногда по 7—10 дней воздерживаются от еды и питья. Кроме того, они постятся по 3 дня в неделю. У постников существует много пищевых запретов, в частности не разрешается есть мясо, рыбу, картофель, лук и чеснок. Запрещаются также браки.

В 30-е гг. XIX в. от постников отделилась секта Старый Израиль, которую возглавил Перфил Катаносов. Последователи Старого Израиля несколько смягчили пищевые запреты, разрешили брак. С православной церковью они полностью порвали всякие связи. Численность последователей Старого Израиля — 2 тыс. человек, живут они в Тамбовской области.

В 60-е гг. XIX в. от хлыстов отделилась секта шалопутов, или шальных людей. По мнению сторонников секты, Священное Писание — это лишь изложение нравственной системы. Они отвергли Троицу и считают, что Сын Божий проявляется в каждом человеке, рай и ад, с их точки зрения, существуют только в сердце человека.

Для шалопутов очень характерны идеи братства и коллективистские представления, священным признаётся у них лишь физический труд, в первую очередь труд землепашца.

В 80-е гг. на Кубани появилась секта новохлыстов, возглавляемая Евдокимом Козиным. Учение новохлыстов пантеистично. В их понимании Бог — это сила, внутренне пребывающая в каждой крупице. Они полагают, что сущность Бога слита с миром, вне мира не может быть и Бога. Весь видимый мир создал своим словом воплотившийся Святой Дух. Божественная Троица представляется ими как Дух, Плоть и Слово. Бог, по мнению членов секты, наделён человеческой плотью, но имеет большее, чем человек, могущество. Новохлысты не верят в перевоплощения Христа. Они также считают, что все люди — ангелы, которые делятся на видимых, невидимых и злых. Видимые ангелы — это сами новохлысты (предполагается, что они постоянно видят Бога), невидимые ангелы — это люди, не входящие в новохлыстовскую секту, злые ангелы — это те, кто формально принял новохлыстовское учение, но практически его не придерживается. Новохлысты ждут второго пришествия, во время которого будут осуждены все нехлысты: они погибнут, сожжённые своей совестью. Новохлысты верят в переселение душ и считают, что при постоянно совершающемся круговороте конец света невозможен.

После смерти П. Катаносова от Старого Израиля отпочковалось большое число сект. В частности, на рубеже XIX и XX вв. возникла умеренная группа хлыстов Новый Израиль. Основателем её был Мокшин, объявивший себя Христом. Для последователей этой группы характерны эсхатологические представления. В 1911—14 около 2 тыс. членов секты эмигрировали в Уругвай, но в 1920-е гг. часть из них вернулась в Россию, поселившись на Северном Кавказе. Численность приверженцев Нового Израиля примерно 5 тыс. человек, основной район сосредоточения — Ростовская область. Новый Израиль довольно рано разделился на ряд течений: Новый союз духовного Израиля и др. Около 1940 от Нового Израиля откололась секта Новохристианский союз (1 тыс. человек в Краснодарском и Ставропольском краях).

Около 1930 возникла хлыстовская секта Искупленный Израиль. Её приверженцы (приблизительно 1 тыс. человек) живут в Оренбургской области.

Ещё одна хлыстовская секта — мормоны духовно-христианского направления, или русские мормоны. Как и некоторые американские мормоны, они разрешают многожёнство. Мормоны духовно-христианского направления не верят в возможность сверхъестественных явлений на земле.

© 2008—2017 Etnolog.ru