Народы мира

Костюмы народов мира

Жилища народов мира

Религии мира

Страны мира

Международные организации
 

Чхондогё

ЧХОНДОГЁ («Религия небесного пути», «Учение небесного пути»), новая религия корейцев.

Чхондогё имеет более чем 130-летнюю историю. Первоначально религия называлась Тонхак («Восточное учение»). Основоположник Тонхак — Чхве Джеу (псевдоним — Чхве Суун) (1824—1864). Чхве Джеу жил в годы, когда началась экспансия европейцев и японцев. В течение ряда лет он изучал конфуцианство, путешествовал по стране, занимался медитацией. В 1860 во время постигшей его тяжёлой и длительной болезни Чхве Джеу объявил, что ему было видение Небесного правителя, который провозгласил ему основы нового учения, цель которого — спасение человечества. Это учение Чхве Джеу назвал Тонхак в противоположность католицизму, которое в Корее называлось Сохак («Западное учение»). Учение Чхве Джеу, обещавшее рай на земле и провозглашавшее равенство человека Небу, Богу, было поддержано крестьянами. Крестьянские выступления в южных провинциях Кореи в 1860—62 проходили под лозунгами Тонхак и имели антифеодальный характер, а также были направлены против японцев. Правительство арестовало Чхве Джеу и обвинило в причастности к католицизму, последователи которого подвергались преследованиям. Его казнь состоялась в городе Тэгу в 1864. Однако идеи Тонхак уже получили широкое распространение. Их взяли на вооружение участники крестьянской войны 1894—95. В 1904 при третьем патриархе Тонхак — Сон Бёнхи религиозное учение изменило своё название и отныне стало именоваться Чхондогё.

Последователи Чхондогё принимали весьма активное участие в национально-освободительной борьбе корейского народа против японской экспансии и японского колониального господства. В ходе исторического развития в Чхондогё возникло немало сект и направлений.

Основа догматики Чхондогё была изложена Чхве Джеу в его сочинении «Тонгён тэджон» («Великое учение Восточного канона») и «Ёндам юса» («Забытые деяния Драконова пруда»). Чхве Джеу писал, что Тонхак — это не конфуцианство, не даосизм и не буддизм; Тонхак — это синтез этих 3 религий. В обрядах и догматике Тонхак есть также немало элементов христианства и традиционных корейских народных верований. Чхве Джеу в своих трудах писал, что в учении Тонхак он соединил воедино конфуцианскую этику, восприятие природы, которому учит буддизм, и даосское совершенствование в использовании энергии. Из католицизма он взял идею персонифицированного Бога. Доктрина Чхондогё включает следующие основные положения: 1) представление о божественности человека; 2) идею единобожия; 3) учение о познанности и непознанности, о деянии через недеяние; 4) догмат об обязанности каждого человека служить другому человеку как Богу; 5) постулат о священном ожидании; 6) учение о рае на земле, о том, что человека ждёт рай, идеальный мир здесь, а не в потустороннем мире. Для достижения «рая на земле» людям предписывается следовать учению Чхве Джеу, который почитается в Чхондогё как великий пророк и целитель.

Важную роль в Чхондогё играет постулат о «молчаливом постоянном общении» с Богом. В обрядовой жизни последователи Чхондогё выполняют 5 установлений («огван»): обращаются с молитвой к Богу (каждый верующий в 9 часов вечера и вся семья в полночь); ставят сосуд с чистой водой в качестве жертвоприношения Богу; организуют религиозное братство; во время каждой трапезы и в конце каждой недели выделяют рис в качестве дара церкви; совершают молитву в церкви. Культовая практика состоит из собраний, проводимых в своеобразных церквах, отдалённо напоминающих протестантские храмы. В послевоенный период в догматике отдельных сект Чхондогё появились положения об особом «исключительном» пути корейского народа.

Общая численность последователей Чхондогё превышает 2,5 млн. человек. 600 тыс. адептов Чхондогё живут в Республике Корея, остальные — в КНДР. Филиалы Чхондогё имеются в Японии и США (Гавайи).

© 2008—2017 Etnolog.ru