|
|
Народы мира
Костюмы народов мира
Жилища народов мира
Религии мира
Страны мира
Международные организации
|
Шангоизм
ШАНГОИЗМ, общее название группы афроамериканских синкретических сект на Тринидаде и Тобаго. Секты шангоизма зародились на Тринидаде в начале XIX в.
Вероучение шангоизма представляет собой синтез отдельных положений религии африканского народа йоруба и католицизма. Основным объектом поклонения являются ориша — боги йоруба, причём этот пантеон в принципе сходен с пантеоном кубинской Сантерии.
Особым почитанием среди ориша пользуется бог грома и молнии Шанго, собственно и давший название движению. Помимо ориша в шангоизме существует ряд божеств более низкого ранга, соответствующих «баронам» вуду.
Культовая практика шангоизма мало отличается от подобных церемоний в Сантерии и вуду. Главной её частью является поклонение так называемым небесным, или громовым, стрелам (лепесткообразным камням), якобы посылаемым богами в доказательство своей власти. «Небесные стрелы» омывают специальными настоями и «кормят» растительным маслом.
Культовые церемонии шангоизма проводятся воскресными вечерами в молитвенных домах — помещениях с установленными в них алтарями, несколько отличающимися от вудуистских или сантерийских. Проводят эти церемонии «амомбы» — жрецы и жрицы, соответствующие аналогичным служителям Сантерии. Во время служб поются гимны и духовные песни, исполняются пляски под ритуальную барабанную музыку, призванные ввести человека в транс для схождения на него божества. Считается, что это схождение выражается в глоссолалии (говорении на так называемых иноязыках) и судорожных припадках.
В конце службы совершается жертвоприношение богам, во время которого убивают различных животных, по преимуществу петухов. Мясо их частью съедается, а частью предлагается божеству.
В секты шангоизма принимаются только крещёные католики, обряд посвящения состоит из надрезания лба, плеч и груди.
Общая численность последователей сект шангоизма достигает 100 тыс. человек и за пределами Тринидада и Тобаго они практически не встречаются.
|
|
|
|
|