Народы мира

Костюмы народов мира

Жилища народов мира

Религии мира

Страны мира

Международные организации
 
главная / религии мира / Александрийская православная церковь

Александрийская православная церковь

АЛЕКСАНДРИЙСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ, одна из старейших автокефальных православных церквей. Другое название — Греко-православный патриархат Александрии. Основана в 30-е гг. I в. н. э. Евангелист св. Марк считается египетским апостолом. Во II веке в Александрии уже существовала епископская кафедра. Статус патриархата церковь получила одновременно с другими восточными церквами (Константинопольской, Антиохийской, Иерусалимской) на Халкидонском вселенском соборе (451). В связи со своей древностью Александрийская православная церковь пользуется у других православных церквей большим уважением, и имя александрийского патриарха во время торжественных богослужений упоминается по преимуществам чести среди перечня предстоятелей православных церквей вторым (после имени Вселенского патриарха).

Во время патриаршего правления св. Кирилла (около 382—444) у него и некоторых других православных иерархов возник конфликт с занимавшим в 428—431 константинопольский патриарший престол Несторием [около 390 (по другим сведениям, около 381) — 451], который отрицал божественное естество Иисуса Христа. Св. Кирилл добился в Александрии осуждения Нестория, а затем на Эфесском вселенском соборе (431) несторианское учение было объявлено ересью. Большим успехом патриарха Кирилла было и то, что он при поддержке коптских монахов воспрепятствовал попытке Константинополя лишить Александрию её места среди патриархатов. Однако позже православная церковь в Египте понесла тяжёлый урон. Когда на Халкидонском вселенском соборе (451) учение Евтихия (371—455, по другим сведениям, около 378—454), отрицавшего человеческую природу Иисуса Христа, было осуждено как ересь, александрийский патриарх Диоскор (ум. 454) воспротивился этому осуждению, поскольку ошибочно расценил постановление собора как нападение на теологическую позицию св. Кирилла. Коптские монахи по традиции поддержали своего патриарха. В результате большинство христиан Египта стали монофиситами, образовав Коптскую церковь. Постановление Халкидонского собора приняла лишь небольшая группа так называемых мелькитов (от слова «мельк» — император) — сторонников византийского императора, говоривших по-гречески и долгое время считавшихся в Египте иностранцами.

После завоевания в XVI в. Египта турками-османами и до того сравнительно небольшая численность последователей Александрийской православной церкви ещё более сократилась.

Cовременная Александрийская православная церковь по догматике и культу практически не отличается от других православных церквей. До XII в. в Александрийской православной церкви богослужения совершались, как и в Коптской церкви, по александрийскому обряду [с литургиями Василия Великого, Григория Богослова (Назианзина) и Кирилла Александрийского], однако позже александрийский обряд был заменён византийским (с литургиями Василия Великого, Иоанна Златоуста и преждеосвященных даров). Богослужение в Александрийской православной церкви совершается на греческом и арабском языках. С 1928 в Александрийской православной церкви принят григорианский календарь.

Александрийская православная церковь считается родиной монашества, к ней, в частности, принадлежал основатель православного монашества св. Антоний Великий (около 250—356).

Александрийская православная церковь возглавляется патриархом, резиденция которого находится в Александрии. Полный титул патриарха: Блаженнейший и высочайший отец, господин и владыка (имя), папа и патриарх великого града Александрии, Ливии, Пентаполя, Эфиопии и всея земли Египетская, апостол и судья Вселенной. Патриарх стоит во главе Священного синода, состоящего из всех действующих архиереев. Кроме Александрийской архиепископии, управляемой самим патриархом, в Египте имеются ещё 3 епархии: Гермополиса (Танты); Леонтополиса (Исмаилии); Пелузиума [Бур-Саида (Порт-Саида)] и Кантары.

Под юрисдикцией Александрийского патриархата находится и подавляющее большинство православных епархий в других странах Африки: Ливии, Тунисе и Марокко (епархия Карфагена); Судане (епархия Нубии и Птолемаиса); Эфиопии и Джибути (епархия Аксума); Кении, Уганде и Танзании (епархия Эйренополиса); Замбии, Малави, Мозамбике и на Мадагаскаре (епархия Родезии); в Зимбабве (епархия Зимбабве); ЮАР [2 епархии — Элписа (Кейптауна) и Иоаннополиса (Йоханнесбурга); ко второй епархии относится также маленькая православная община Ботсваны]; Демократической Республике Конго, Республике Конго, Руанде и Бурунди (Центральноафриканская епархия); Гане, Сьерра-Леоне, Нигерии и Камеруне (епархия Аккры).

На протяжении XX в. численность приверженцев Александрийской православной церкви в Египте неуклонно уменьшалась: со 150 тыс. человек в 1930 до 80 тыс. человек в 1953,30 тыс. человек в 1970 и 14 тыс. человек в 1990. Большинство (около 80%) сторонников Александрийской православной церкви живущие в Египте греки, имеются также арабы (менее 10%). Православные арабы сосредоточены в основном в Александрии.

Общая численность последователей Александрийской православной церкви составляет 0,7 млн. человек. Подавляющее большинство из них — 490 тыс. — приходится на Кению. Африканская православная церковь Кении возникла в 1928 в результате раскола, произошедшего среди англикан этой страны, а в 1946 была принята под юрисдикцию Александрийской православной церкви. 80% сторонников этой церкви по этнической принадлежности — кикуйю,15% — лухья. 120 тыс. приверженцев Александрийской православной церкви живут в ЮАР. В подавляющем большинстве это греческие иммигранты и их потомки. В Уганде численность последователей Александрийской православной церкви составляет 25 тысяч. Африканская греко-православная церковь в этой стране была создана в 1929 в результате откола от местной англиканской церкви небольшой группы её членов. Позже они были приняты под юрисдикцию Александрийской православной церкви. В основном православные угандийцы принадлежат к народам ганда и ланго. В Танзании насчитывается 11 тыс. сторонников Александрийской православной церкви, среди них встречаются как прибывшие из Кении кикуйю, так и греки (включая киприотов). Во всех других странах численность приверженцев Александрийской православной церкви менее значительна. В большинстве из этих стран (Тунисе, Судане, Руанде, Бурунди, Замбии, Малави, Ботсване, на Мадагаскаре и др.) последователями Александрийской православной церкви являются живущие там греки. В Ливии, Эфиопии, Республике Конго, Нигерии и Сьерра-Леоне среди православных имеются как греки, так и арабы (преимущественно ливанцы), в Марокко члены Александрийской православной церкви почти исключительно арабы.

Реклама:



© 2008—2017 Etnolog.ru