Народы мира

Костюмы народов мира

Жилища народов мира

Религии мира

Страны мира

Международные организации
 

Джайнизм

Джайнизм. Харинайгамеши стоит у лона Тришалы, держа в сложенных ладонях зародыш Махавиры. Миниатюра из индийской рукописи.
ДЖАЙНИЗМ, древняя национальная религия в Индии.

Сами джайны истинное зарождение своей религии относят к незапамятным временам и связывают его с именем Ришабхи, первого провозвестника веры. Считается, что именно им были возвещены первые принципы джайнизма. Однако обычно основателем джайнизма называют Вардхаману, который наделяется джайнами титулами Джина (победитель), Махавира (великий герой), Вира (герой), Ативира (чрезвычайный герой), Санмати (благомыслящий) и т. д. Согласно местной традиции, он был не первым, а лишь двадцать четвёртым провозвестником веры (тиртханкаром) в ряду последовательно сменявшихся вероучителей, то есть фактически был не создателем новой религии, а её реформатором.

Легендарная биография Вардхаманы во многих чертах сродни жизнеописанию Будды. Он родился в 599 до н. э. (по другим данным, в 540 до н. э.) в царской кшатрийской семье и был сыном вождя рода джнятриков (его родовое имя Джнятрипутра) в одном из кланов личчхавов, жившем в Вайшали.

Юность Махавиры, как и Будды, протекала в царском доме и не была омрачена никакими тяготами. Он получил приличествующее его сану воспитание и образование, в положенное время женился и у него родилась дочь. В 30-летнем возрасте, после смерти родителей, Вардхамана покинул родительский кров и стал отшельником, нищим странником-аскетом. Считается, что по истечении 12 лет Вардхамана обрёл высшее знание и стал Джиной, то есть победителем. Джина начал проповедовать своё учение. По джайнским преданиям, он уже при жизни заложил основы общины, установил правила не только для монахов, но и для мирян. Своё земное существование он окончил на 72-м году жизни в местечке Пава, возле современной Патны на берегу Ганга, в 527 или 468 до н. э.

По преданию, у Махавиры было 11 учеников-ганадхаров. Они сохранили его поучения в устной передаче в виде 14 разделов, называемых «пувва» (первые). Впоследствии каждый из 11 учеников составил по одной книге поучений, именуемых «анга» (часть). Именно они и образовали ядро джайнского канона, утверждённого в Паталипутре (ныне город Патна) в III в. до н. э. В 12—ю книгу были включены 14 разделов, но она утрачена. Окончательная кодификация канона произошла на соборе в Валлабхе (Гуджарат) в V в.

Джайнизм, в отличие от опирающегося на ведийский канон индуизма, — неортодоксальное для индийцев учение. Он отрицает святость и авторитетность Вед, существование Бога-творца и необходимость жертвоприношений для достижения индивидуального освобождения от тягот земного бытия. Отвергает он также претензии брахманов-жрецов на господствующее положение и сословно-кастовое деление общества, придавая первостепенное значение ненанесению вреда и ненасилию — ахимсе, посту (в том числе и как средству религиозного самоубийства), отшельничеству и монашеской жизни как условиям высшей праведности.

Эти черты роднят его с буддизмом, хотя разрыв джайнизма с ведийской традицией менее категоричен, чем в буддизме. Есть и другие, более частные черты, сближающие эти две религии, что давало некоторым исследователям основание рассматривать джайнизм как ответвление буддизма или как его своеобразный черновой вариант. Среди всех индийских религий джайнизм в наибольшей степени пронизан рационализмом и потому кажется иногда не похожим на традиционную религиозную систему.

В противоположность другим индийским религиям, джайнизм сравнительно мало изучен и мало известен на западе. До начала XX в. многое в наследии джайнов оставалось неизвестным. В последнее время и джайны издают и исследуют свои тексты, и европейские исследователи занимаются изучением джайнизма.

Возникнув и сформировавшись в том же историко-культурном поле, что и индуизм, буддизм и сикхизм, джайнизм имеет много общих с ними черт, идей и понятий (карма, сансара, дхарма, нирвана, или мокша, и т. п.), однако в джайнских определениях этих понятий различимы некоторые специфические аспекты.

Джайнизм не отрицает существование богов, но в общей схеме мироздания отводит им весьма скромное место. Миром, согласно вероучению, движет всеобщий закон, а не воля Бога-творца, периодически создающего и разрушающего этот мир. Вечное существование Вселенной делится на бесконечное число циклов, каждый из которых проходит период совершенствования (утсарпини) и упадка (авасарпини).

В центре джайнской религиозно-философской доктрины — проблема бытия личности. В трактатах-сутрах излагается учение о пути к освобождению из круговорота бесконечной смены рождений и смертей. Джайны считают, что оно может быть достигнуто обретением «трёх сокровищ» (триратна): правильным воззрением или видением истины (самьягдаршана), правильным познанием (самьягджняна) и правильным поведением (самьягчарита).

Правильное воззрение предполагает взгляд на мир в соответствии с джайнским каноном. Согласно установлениям последнего, мир функционирует вследствие взаимодействия бесконечного числа джив (живого) и 5 видов неживого: пространства (акаша), условия движения (дхарма), условия покоя (адхарма), материи, или вещества (пудгала), и времени (кала). Джайны полагают, что дживами обладают не только люди, боги, животные и растения, но и скалы, камни, воды и другие сущности и природные явления. Дживы взаимодействуют с кармической материей, обретают тела и рождаются в этом мире в виде живых существ, попадая в бесконечный круговорот сансары (перерождений). Отношения живого и неживого проходят разные стадии, начиная от «притекания» кармического вещества к дживе и кончая мокшей — полным освобождением дживы от пут материального мира.

Вторая «драгоценность» — «правильное познание» предписывает средства познания (прамана) и методы познания (найя). Джайнская система эпистемологии (теории познания) была разработана весьма тонко и изощрённо. Особую роль в ней играет доктрина неединственности (анэканта-вада), предполагающая условность и неполноту всякого высказывания об объекте познания. Уничтожение кармы может быть достигнуто через подвижничество, а предотвращение нового притока «кармического вещества» обеспечивается строгой дисциплиной. Она сводится к соблюдению основных обетов: ненасилия, то есть ненанесения вреда живым существам (ахимса), правдивости (сатья), неприсвоения чужого (астея), целомудрия (брахмачарья), отказа от собственности и воздержанности от суетных привязанностей (апариграха).

Обеты понимаются буквально и строго. Джайнам не разрешается заниматься сельским хозяйством, так как оно сопряжено с уничтожением растений и убийством насекомых и мелких животных в почве. Им предписывается строгая вегетарианская диета. Воду для питья надлежит процеживать, рот прикрывать повязкой, чтобы сохранить жизнь мелким существам, живущим в воде и воздухе. Правоверные джайны носят с собой специальные метёлки, сметая с дороги муравьёв и других насекомых, а с наступлением темноты и вообще не выходят из дому.

Подобные строгие аскетические требования и составляют основу джайнской этики. Джайнские монахи должны неукоснительно следовать всем суровым предписаниям устава. Для мирян, также входящих в джайнскую общину, правила менее жёсткие, однако полное освобождение от них невозможно.

Основу культовой практики джайнов составляет почитание тиртханкаров. Проблема тиртханкаров является едва ли не самой запутанной и загадочной в истории джайнизма Жизнеописания тиртханкаров однообразны и, как правило, следуют некой стандартной схеме. Образ каждого из них отмечен цветовой символикой, а также связью с животным, созвездием и богиней-покровительницей. По всей вероятности, традиция тиртханкаров восходит к тому архаическому мифологическому пласту, который лежит в основе всех традиционных индийских религий. Значительное место в джайнской ритуалистике занимают паломничества и связанные с ними посты и праздники. Многие из них совпадают с общеиндийскими. Джайны празднуют пять основных «благословенных моментов» из жизни Махавиры: зачатие, рождение, уход из мира и начало отшельничества, просветление и уход в нирвану. Всенародно отмечается день рождения Махавиры. В этот день закрыты все скотобойни, ибо Джина считал химсу — причинение вреда живому тяжким прегрешением. В ноябре-декабре джайны отмечают день праведного знания — джняна-панчами (совершаются обряды очищения книг и их почитания). Обрядовая жизнь джайнов-мирян в своих основных частях повторяет индуистский жизненный цикл. Что же касается общественной жизни, то джайнские общины встроились в индуистскую социальную структуру, образовав в ней некое подобие каст.

Переселение части джайнов в первые века нашей эры на юг, в Декан, которое было, по-видимому, вызвано жестоким голодом, постигшим страну в это время, послужило толчком для раскола, разделившего джайнскую религиозную общность на две секты. Переселенцы на юг требовали соблюдения обета наготы, установленного Махавирой. В противоположность им, члены северной общины носили белые одежды. Первые стали называться дигамбары («одетые пространством», то есть нагие), а вторые — шветамбары («одетые в белое»). Деление на две секты сохранилось до наших дней, причём каждая из двух сект имеет подсекты. Разногласия между сектами затрагивают лишь частные вопросы теории и практики, но не касаются основ вероучения.

Дигамбары не признают аутентичности джайнского канона, утверждённого в III в. до н. э., считая, что первоначальный его вариант утерян, а в сохранившемся нет подлинных текстов, авторство которых они приписывают Ришабхе. Авторитетными текстами для дигамбаров стали более поздние произведения на пракритах и на санскрите, подразделяющиеся на исторические предания, космологические тексты, религиозно-философские трактаты и этические и ритуальные предписания.

Канон шветамбаров, называемый Сиддханта, или Агама, включает 11 анг (разделов),12 упанг (малых разделов) и несколько мелких произведений.

Общая численность приверженцев джайнизма во всём мире составляла в 1996 4,9 млн. человек. Подавляющее большинство из них — 4,8 млн. человек — сосредоточено в Индии, где они составляют около 0,5% населения. Наиболее крупные группы джайнов в штатах Махараштра (1,3 млн.), Раджастхан (0,8 млн.), Мадхья-Прадеш (0,6 млн.), Гуджарат (0,5 млн.), Карнатака(0,4 млн.), Уттар-Прадеш (0,2 млн.). Джайны — полиэтническая конфессиональная общность, однако особенно много среди них маратхов и раджастханцев. За пределами Азии небольшие группы джайнов имеются в Африке, Европе (Великобритании, Франции, Германии), Америке (США, Канаде, Бразилии) и Океании (общее число вне Азии — 82 тыс. человек).

Реклама:



© 2008—2017 Etnolog.ru